Административная юстиция в действии

Административная юстиция и административное судопроизводство призвано выполнять следующие функции в правовом государстве:
судебный контроль за законностью деятельности органов публичной администрации (государственных органов и органов местного самоуправления), обеспечивающий гармоничное функционирование системы разделения властей;
обеспечение контроля граждан и их организаций за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, гарантирующего участие граждан в осуществлении власти и реализацию принципа народовластия;
защита прав и свобод граждан от неправомерных действий администрации.
Велика превентивная роль административной юстиции, поскольку беспристрастное и справедливое разрешение административных споров предотвращает будущие нарушения прав человека.
Несмотря на то, что не существует конкретной модели, которая наилучшим образом защищала бы права человека в любой стране, существуют следующие общие элементы административной юстиции, обеспечивающие ее эффективное функционирование:
-независимость, беспристрастность, компетентность лиц, рассматривающих административные дела;
право граждан и организаций на независимый пересмотр действий, решений и бездействия органов публичной власти и их должностных лиц;
законодательное регулирование процесса принятия решения по административному делу и форм такого решения;
обоснованность решения и пропорциональность поставленным целям мер, принимаемых органом административной юстиции;
учет последствий решения органа административной юстиции для гражданина.
Эффективное функционирование режима административной юстиции должно обеспечиваться менее формальным инструментарием правовых средств. В таком случае оперативность режима административной юстиции способна преодолеть проблемы, связанные с доступом граждан к правосудию.
Поскольку сфера административных споров крайне широка, специализация органов административной юстиции и судей, рассматривающих административные дела, является практическим императивом. Хотя в Российской Федерации, как и во многих странах мира, активно развиваются внесудебные и досудебные формы рассмотрения административных споров, для нашей страны крайне важно, чтобы административные дела окончательно разрешались профессиональными судьями [1, с. 133].
Формирование системы административного судопроизводства невозможно без взаимодействия судебных органов со специализированными структурами, также выполняющими функции защиты прав и законных интересов граждан. В России такие специализированные структуры, как аппарат Уполномоченного по правам человека и прокуратура, способствуют формированию административной юстиции.
При этом тенденция роста количества рассмотренных дел и материалов судами республики сохраняет свою динамику уже на протяжении нескольких лет.
Так, в 2010 году было рассмотрено и разрешено 145000 дел и материалов. За последующие
три года рост составил 40300 дел и материалов или на 28 %, то есть почти на треть.

Административная юстиция в действии


Рисунок 1. Общее количество рассмотренных дел по первой инстанции в отчетном периоде


В 2013 году федеральными и мировыми судьями республики рассмотрено по первой инстанции 7850 уголовных дел в отношении 8677 лиц, 62600 гражданских дела и 83241 дел об административных правонарушениях.

Административная юстиция в действии


Рисунок 2. Динамика рассмотрения дел об административных правонарушениях по годам


По рассмотрению дел об административных правонарушениях наблюдается устойчивая тенденция к их росту. В частности, по сравнению с
2012 годом увеличение их количества составило 5%, а в сравнении с 2010 годом – 40%.

Из общего количества рассмотренных судами республики дел об административных правонарушениях 77700 дел рассмотрено мировыми судьями и 5500 дел – районными (городскими) судами.

Административная юстиция в действии


Рисунок 3. Динамика рассмотрения дел об административных правонарушениях


Основной категорией правонарушений продолжают оставаться дела по составам административных правонарушений в области дорожного движения – рассмотрено таких дел 49000, что составляет 59 %.

Административная юстиция в действии


Рисунок 4. Характер назначенных наказаний по делам об административных правонарушениях


По рассмотренным делам различные виды административных наказаний назначены 57700 лицам, в том числе, штрафу подвергнуты 38000 лиц (66%).

При этом эффективность назначения наказания в виде административного штрафа из года в год вызывает наибольшую озабоченность.

Административная юстиция в действии


Рисунок 5. Сведения о структуре наложенных штрафов и качества их взыскания (руб.)


В 2013 году из общей суммы наложенных административных штрафов в 423000000 рублей добровольно и принудительно уплачено 78000000 рублей, то есть 18 %.
Сумма неисполненных штрафов составила 345000000 рублей? или 82%.
Фактически, как и в прошлые годы, продолжает иметь место безнаказанность лиц, совершивших административные правонарушения, на которых наложены наказания в виде штрафов.
Приведенные цифры свидетельствуют о неэффективном исполнительном производстве.
В этой связи со стороны судов важно соблюдение требований КоАП РФ по срокам направления на исполнение службе судебных приставовисполнителей постановлений по делам об административных правонарушениях, по которым назначены административные наказания в виде штрафов.

В 2014 году по данному вопросу проведена проверка с охватом всех районных (городских) судов и мировых судей республики, результаты которой обсуждены на президиуме Верховного Суда Республики Дагестан.
С учетом вышеизложенных данных всем судам необходимо придерживаться концепции административной юстиции как определенной формы правовой защиты граждан призванной не допустить произвола государства над личностью. Основная задача административной юстиции и административного судопроизводства по Республике Дагестан – утверждение верховенства права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, что административные органы могут требовать от частных лиц, а те, в свою очередь, от административных органов. Тем самым, определяется соотношение сферы прав публичной администрации и прав частных лиц.

Литература
1. Абдулгалимова Э.Б. Проблемы взаимодействия органов судебной власти и средств массовой информации в рамках конституционного принципа открытости судопроизводства // Юридический вестник ДГУ. 2005. №1. С. 133.

Источник: Гасаналиева Ф.А

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.