Административная юстиция в действии
Административная юстиция и административное судопроизводство призвано выполнять следующие функции в правовом государстве:
судебный контроль за законностью деятельности органов публичной администрации (государственных органов и органов местного самоуправления), обеспечивающий гармоничное функционирование системы разделения властей;
обеспечение контроля граждан и их организаций за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, гарантирующего участие граждан в осуществлении власти и реализацию принципа народовластия;
защита прав и свобод граждан от неправомерных действий администрации.
Велика превентивная роль административной юстиции, поскольку беспристрастное и справедливое разрешение административных споров предотвращает будущие нарушения прав человека.
Несмотря на то, что не существует конкретной модели, которая наилучшим образом защищала бы права человека в любой стране, существуют следующие общие элементы административной юстиции, обеспечивающие ее эффективное функционирование:
-независимость, беспристрастность, компетентность лиц, рассматривающих административные дела;
право граждан и организаций на независимый пересмотр действий, решений и бездействия органов публичной власти и их должностных лиц;
законодательное регулирование процесса принятия решения по административному делу и форм такого решения;
обоснованность решения и пропорциональность поставленным целям мер, принимаемых органом административной юстиции;
учет последствий решения органа административной юстиции для гражданина.
Эффективное функционирование режима административной юстиции должно обеспечиваться менее формальным инструментарием правовых средств. В таком случае оперативность режима административной юстиции способна преодолеть проблемы, связанные с доступом граждан к правосудию.
Поскольку сфера административных споров крайне широка, специализация органов административной юстиции и судей, рассматривающих административные дела, является практическим императивом. Хотя в Российской Федерации, как и во многих странах мира, активно развиваются внесудебные и досудебные формы рассмотрения административных споров, для нашей страны крайне важно, чтобы административные дела окончательно разрешались профессиональными судьями [1, с. 133].
Формирование системы административного судопроизводства невозможно без взаимодействия судебных органов со специализированными структурами, также выполняющими функции защиты прав и законных интересов граждан. В России такие специализированные структуры, как аппарат Уполномоченного по правам человека и прокуратура, способствуют формированию административной юстиции.
При этом тенденция роста количества рассмотренных дел и материалов судами республики сохраняет свою динамику уже на протяжении нескольких лет.
Так, в 2010 году было рассмотрено и разрешено 145000 дел и материалов. За последующие
три года рост составил 40300 дел и материалов или на 28 %, то есть почти на треть.
В 2013 году федеральными и мировыми судьями республики рассмотрено по первой инстанции 7850 уголовных дел в отношении 8677 лиц, 62600 гражданских дела и 83241 дел об административных правонарушениях.
По рассмотрению дел об административных правонарушениях наблюдается устойчивая тенденция к их росту. В частности, по сравнению с
2012 годом увеличение их количества составило 5%, а в сравнении с 2010 годом – 40%.
Из общего количества рассмотренных судами республики дел об административных правонарушениях 77700 дел рассмотрено мировыми судьями и 5500 дел – районными (городскими) судами.
Основной категорией правонарушений продолжают оставаться дела по составам административных правонарушений в области дорожного движения – рассмотрено таких дел 49000, что составляет 59 %.
По рассмотренным делам различные виды административных наказаний назначены 57700 лицам, в том числе, штрафу подвергнуты 38000 лиц (66%).
При этом эффективность назначения наказания в виде административного штрафа из года в год вызывает наибольшую озабоченность.
В 2013 году из общей суммы наложенных административных штрафов в 423000000 рублей добровольно и принудительно уплачено 78000000 рублей, то есть 18 %.
Сумма неисполненных штрафов составила 345000000 рублей? или 82%.
Фактически, как и в прошлые годы, продолжает иметь место безнаказанность лиц, совершивших административные правонарушения, на которых наложены наказания в виде штрафов.
Приведенные цифры свидетельствуют о неэффективном исполнительном производстве.
В этой связи со стороны судов важно соблюдение требований КоАП РФ по срокам направления на исполнение службе судебных приставовисполнителей постановлений по делам об административных правонарушениях, по которым назначены административные наказания в виде штрафов.
В 2014 году по данному вопросу проведена проверка с охватом всех районных (городских) судов и мировых судей республики, результаты которой обсуждены на президиуме Верховного Суда Республики Дагестан.
С учетом вышеизложенных данных всем судам необходимо придерживаться концепции административной юстиции как определенной формы правовой защиты граждан призванной не допустить произвола государства над личностью. Основная задача административной юстиции и административного судопроизводства по Республике Дагестан – утверждение верховенства права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, что административные органы могут требовать от частных лиц, а те, в свою очередь, от административных органов. Тем самым, определяется соотношение сферы прав публичной администрации и прав частных лиц.
Литература
1. Абдулгалимова Э.Б. Проблемы взаимодействия органов судебной власти и средств массовой информации в рамках конституционного принципа открытости судопроизводства // Юридический вестник ДГУ. 2005. №1. С. 133.
судебный контроль за законностью деятельности органов публичной администрации (государственных органов и органов местного самоуправления), обеспечивающий гармоничное функционирование системы разделения властей;
обеспечение контроля граждан и их организаций за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, гарантирующего участие граждан в осуществлении власти и реализацию принципа народовластия;
защита прав и свобод граждан от неправомерных действий администрации.
Велика превентивная роль административной юстиции, поскольку беспристрастное и справедливое разрешение административных споров предотвращает будущие нарушения прав человека.
Несмотря на то, что не существует конкретной модели, которая наилучшим образом защищала бы права человека в любой стране, существуют следующие общие элементы административной юстиции, обеспечивающие ее эффективное функционирование:
-независимость, беспристрастность, компетентность лиц, рассматривающих административные дела;
право граждан и организаций на независимый пересмотр действий, решений и бездействия органов публичной власти и их должностных лиц;
законодательное регулирование процесса принятия решения по административному делу и форм такого решения;
обоснованность решения и пропорциональность поставленным целям мер, принимаемых органом административной юстиции;
учет последствий решения органа административной юстиции для гражданина.
Эффективное функционирование режима административной юстиции должно обеспечиваться менее формальным инструментарием правовых средств. В таком случае оперативность режима административной юстиции способна преодолеть проблемы, связанные с доступом граждан к правосудию.
Поскольку сфера административных споров крайне широка, специализация органов административной юстиции и судей, рассматривающих административные дела, является практическим императивом. Хотя в Российской Федерации, как и во многих странах мира, активно развиваются внесудебные и досудебные формы рассмотрения административных споров, для нашей страны крайне важно, чтобы административные дела окончательно разрешались профессиональными судьями [1, с. 133].
Формирование системы административного судопроизводства невозможно без взаимодействия судебных органов со специализированными структурами, также выполняющими функции защиты прав и законных интересов граждан. В России такие специализированные структуры, как аппарат Уполномоченного по правам человека и прокуратура, способствуют формированию административной юстиции.
При этом тенденция роста количества рассмотренных дел и материалов судами республики сохраняет свою динамику уже на протяжении нескольких лет.
Так, в 2010 году было рассмотрено и разрешено 145000 дел и материалов. За последующие
три года рост составил 40300 дел и материалов или на 28 %, то есть почти на треть.
Рисунок 1. Общее количество рассмотренных дел по первой инстанции в отчетном периоде
В 2013 году федеральными и мировыми судьями республики рассмотрено по первой инстанции 7850 уголовных дел в отношении 8677 лиц, 62600 гражданских дела и 83241 дел об административных правонарушениях.
Рисунок 2. Динамика рассмотрения дел об административных правонарушениях по годам
По рассмотрению дел об административных правонарушениях наблюдается устойчивая тенденция к их росту. В частности, по сравнению с
2012 годом увеличение их количества составило 5%, а в сравнении с 2010 годом – 40%.
Из общего количества рассмотренных судами республики дел об административных правонарушениях 77700 дел рассмотрено мировыми судьями и 5500 дел – районными (городскими) судами.
Рисунок 3. Динамика рассмотрения дел об административных правонарушениях
Основной категорией правонарушений продолжают оставаться дела по составам административных правонарушений в области дорожного движения – рассмотрено таких дел 49000, что составляет 59 %.
Рисунок 4. Характер назначенных наказаний по делам об административных правонарушениях
По рассмотренным делам различные виды административных наказаний назначены 57700 лицам, в том числе, штрафу подвергнуты 38000 лиц (66%).
При этом эффективность назначения наказания в виде административного штрафа из года в год вызывает наибольшую озабоченность.
Рисунок 5. Сведения о структуре наложенных штрафов и качества их взыскания (руб.)
В 2013 году из общей суммы наложенных административных штрафов в 423000000 рублей добровольно и принудительно уплачено 78000000 рублей, то есть 18 %.
Сумма неисполненных штрафов составила 345000000 рублей? или 82%.
Фактически, как и в прошлые годы, продолжает иметь место безнаказанность лиц, совершивших административные правонарушения, на которых наложены наказания в виде штрафов.
Приведенные цифры свидетельствуют о неэффективном исполнительном производстве.
В этой связи со стороны судов важно соблюдение требований КоАП РФ по срокам направления на исполнение службе судебных приставовисполнителей постановлений по делам об административных правонарушениях, по которым назначены административные наказания в виде штрафов.
В 2014 году по данному вопросу проведена проверка с охватом всех районных (городских) судов и мировых судей республики, результаты которой обсуждены на президиуме Верховного Суда Республики Дагестан.
С учетом вышеизложенных данных всем судам необходимо придерживаться концепции административной юстиции как определенной формы правовой защиты граждан призванной не допустить произвола государства над личностью. Основная задача административной юстиции и административного судопроизводства по Республике Дагестан – утверждение верховенства права над административным произволом, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и обеспечение законности в сфере публичного управления. Реализация этой задачи возможна лишь на основе административно-правовых норм, способных обеспечить справедливый баланс интересов личности и государства и содержащих предписания о том, что административные органы могут требовать от частных лиц, а те, в свою очередь, от административных органов. Тем самым, определяется соотношение сферы прав публичной администрации и прав частных лиц.
Литература
1. Абдулгалимова Э.Б. Проблемы взаимодействия органов судебной власти и средств массовой информации в рамках конституционного принципа открытости судопроизводства // Юридический вестник ДГУ. 2005. №1. С. 133.
Источник: Гасаналиева Ф.А
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.