Наука конституционного права: понятие, предмет, источники, концепции и направления развития.

Наука КП и КП как отрасль разл. тем, что наука изучает конст.-правовые отношения, а отрасль их регулирует.
В отличие от отрасли КП, регулирующей посредством конст-правовых норм общ-ые отношения, наука КП изучает закономерности такого регулирования. Благодаря научным исследованиям формируется учение о КП, предоставляющее собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций и теорий.
Предметом науки КП явл. Исследование конст-правовых отношений и норм, практики их применения.
В предмет КП входят и акты контс. законодательства. наука выявляет их систему, иерархию и соподчиненность (юр. силу), исследует состояние конст-го законод-ва и высказывает свои рекомендации по приведению его в соответствие с потребностями общественного развития, предлагая пути совершенствования.
----------------------------

Местное самоуправление: снова реформа?

Согласно конституционному установлению Президент Российской Федерации 12 декабря 2013 г. обратился с ежегодным Посланием Федеральному Собранию (далее – Послание) [1]. Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что Конституция Российской Федерации [2]содержит два базовых незыблемых приоритета – высочайший статус прав и свобод граждан, а также сильное государство, их взаимную обязанность уважать и защищать друг друга, это и есть ключевые национальные объединительные идеи России.
В Послании в качестве приоритетного направления развития Президентом Российской
Федерации была поставлена задача обновления системы местного самоуправления.
Социальный характер российской Конституции выражается во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. В настоящее время наблюдается растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимателей участвовать в различных формах политической и социально-экономической жизни страны. Такую гражданскую активность необходимо поддерживать в первую очередь в муниципалитетах, создавая реальную возможность для участия граждан в управлении своим двором, кварталом, поселком или городом, в решении повседневных вопросов местного значения, которые в конечном счете определяют качество жизни человека.
----------------------------

Метод свободного толкования конституции в деятельности Верховного суда США

Толкование конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае не только тщательного учета дословного текста толкуемого положения, но и истории его возникновения, места в системе конституции, его смысл и цель. Отмечая необходимость определённого компромисса между стабильностью права и социальным динамизмом, представители социологической юриспруденции считали возможным наделение судьи правом решать, подлежит ли применению та или иная норма закона или судебный прецедент, в том числе и вкладывать новый смысл в текст конституции.
Таким образом, Верховный суд США занимается не просто буквальным истолкованием текста закона, но учитывает и создает по многим делам правоприменительную практику, то есть высший судебный орган США оценивает не застывший на бумаге текст, а его живое, осуществляемое на практике звучание.
Такой подход к толкованию конституции принято называть методом свободного толкования, именуемым в США как «loose interpretation», или, как его еще принято называть, «non-interpretivist», т. е. неинтерпретивистский – метод, возникший из доктрины «свободного судейского усмотрения» [1].
Среди представителей данного подхода к толкованию норм конституции можно назвать таких судей Верховного суда США, как Б. Кардозо, Ч. Хьюз, У. Дуглас, О. Холмс, Дж. Маршалл и др.
----------------------------

Место Президента РФ в системе органов государственной власти

Основой характеристики правового статуса любого учреждае­мого Конституцией РФ государственного органа являются: 1) уста­новленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функ­циональное назначение; 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и явля­ется производным, но имеет определенное правовое значение, по­скольку в нем выражается заложенная в Конституции РФ концеп­ция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента РФ являются статья 80 Конституции РФ и ме­сто главы, посвященной Президенту РФ, в тексте Конституции РФ. Согласно Конституции РФ главенствующую роль в госу­дарственной системе играет Президент РФ. Конституционно­правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои кон­ституционные обязанности в пределах своей компетенции. Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президен­том ставится задача охранять государственные устои в целом, су­веренитет и государственную целостность. Только при этих усло­виях все иные органы власти и должностные лица могут осущест­влять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
----------------------------

Формирование правовой базы института президентства в Российской Федерации

Конституционные положения, касающиеся статуса президента, представляются некоторым правоведам нечеткими и фрагментарны­ми, а его полномочия — недостаточно регламентированными. Такая точка зрения далеко не бесспорна — ведь институт президентства закреплен в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», ему посвящена глава 4 (14 статей). Имеется ряд принципи­альных норм и в других главах, касающихся отношений президента с Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством РФ. В целом из 137 статей Конституции РФ непосредственно прези­денту посвящены более 30 статей. При оценке этого института нельзя забывать и особую заботу Б. Н. Ельцина о повышении роли прези­дента, наполнении новыми полномочиями этого института власти, как и о том, что проект этой Конституции был предложен им и разра­ботан специалистами, полностью разделяющими идею сильной пре­зидентской власти.
----------------------------

Правовая основа власти главы государства в системе государственных органов

Институт президентства тесно связан с формой правления, ибо наличие поста прези­дента и степень его полномочий определяется тем, какая форма правления присуща данному государству. Форма правления раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов. На становление формы правления оказывают влияние как объективные (при­родные условия проживания, уровень эконо­мического развития, политические традиции, этнический состав населения, исторический опыт), так и субъективные факторы (ментали­тет населения, религиозные воззрения, кон­кретная историческая личность и т. д.).
Известны две основные формы правления: монархия и республика. Президентская власть функционирует в условиях республиканской формы правления, которая имеет три основ­ные разновидности: президентская, полупре- зидентская и парламентская республики, раз­личающиеся организацией государственной власти, принципами взаимоотношений зако­нодательной и исполнительной власти, стату­сом и полномочиями главы государства и т. д.
Исторический анализ свидетельству­ет о том, что президентская власть приходит на смену монархической форме правления в условиях утверждения промышленной ци­вилизации, формирования гражданского и правового государства.
----------------------------

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ США

Происходящие в настоящее время глобализационные процессы приводят к неизбежному сближению различных правовых традиций, правовых культур и в целом правовых систем отдельных государств, что делает актуальными сравнительно-правовые исследования зарубежного права. В.В. Оксамытный справедливо отмечает, что «сегодня сложные процессы общественной и государственной жизни в различных странах, обусловленные глобализацией, интенсивно отражаются в соответствующих процессах сближения правовых семей и правовых систем… возникли вариации национальных правовых систем, содержащие черты и континентального, и англо-американского права» [1, с. 55-56]. Правовая система США, на наш взгляд, как раз и выступает ярким примером подобного сочетания характерных признаков различных правовых семей: с одной стороны, она воплощает в себе черты своего «прародителя» права английского, в силу чего традиционно относится исследователями к семье общего права; с другой стороны, имеет черты, свойственные праву континентальному, что позволяет рассматривать ее как комплексную систему. Обусловлено это целым рядом факторов: историей формирования права США, привнесенного на американскую почву переселенцами из различных стран [2, с. 35-38]; особенностями формы американского государства (США – федерация с республиканской формой правления; Англия – унитарное монархическое государство); господствующей правовой идеологией (в частности, социологического типа правопонимания) и т.д. Юридические основы правовой системы США были закреплены еще в XVIII в. в документе, который и по сей день является действующим «верховным правом» страны, – в Конституции США. Само её наличие как единого писаного акта уже отличает американское право от английского, в котором Конституция носит неписаный характер (существование конституции как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, характерно для стран континентального права). Конституция США – по-своему уникальный документ. Принятая еще в 1787 г., она до сих пор определяет основы политико-правового устройства государства. При этом за более чем двухвековую историю ее действия в нее было внесено лишь 27 поправок.
----------------------------