Правовая основа власти главы государства в системе государственных органов

Институт президентства тесно связан с формой правления, ибо наличие поста прези­дента и степень его полномочий определяется тем, какая форма правления присуща данному государству. Форма правления раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов. На становление формы правления оказывают влияние как объективные (при­родные условия проживания, уровень эконо­мического развития, политические традиции, этнический состав населения, исторический опыт), так и субъективные факторы (ментали­тет населения, религиозные воззрения, кон­кретная историческая личность и т. д.).
Известны две основные формы правления: монархия и республика. Президентская власть функционирует в условиях республиканской формы правления, которая имеет три основ­ные разновидности: президентская, полупре- зидентская и парламентская республики, раз­личающиеся организацией государственной власти, принципами взаимоотношений зако­нодательной и исполнительной власти, стату­сом и полномочиями главы государства и т. д.
Исторический анализ свидетельству­ет о том, что президентская власть приходит на смену монархической форме правления в условиях утверждения промышленной ци­вилизации, формирования гражданского и правового государства.

На определенном историческом этапе развития общества вследствие произошедших экономических и социально-политических сдвигов, связанных с переходом от земледельческой к промышленной цивилизации, прежняя, монархическая, форма правления превращается в тор­моз на пути дальнейшего развития общества.
С возникновением но
вых экономических отношений, а следова­тельно, и новых общественных порядков возникает необходимость в новых структурах власти, в замене самого типа власти, которая от­разила бы произошедшие экономические и социально-политические изменения. Президентская власть олицетворяет собой новый тип власти, возникший в конкретных исторических условиях.

Схожие условия и причины возникновения предопределяют наличие присущих президентской власти общих черт, таких как выборность главы государства, конституционное ограничение его прав, ограничение срока правления, широкие полномочия и др.

Анализируя историю введения поста президента, можно сде­лать вывод, что необходимость в президентской власти как в ин­ституте, способном противостоять хаосу и анархии и стабилизиро­вать политическую ситуацию, возникает в переломные моменты истории. Этому способствуют такие характеристики, как избра­ние президента всем населением, что обеспечивает необходимый моральный перевес президента перед парламентом, контроль над правительством для более оперативного и эффективного решения проблем, фиксированный срок полномочий, позволяющий прези­денту не зависеть от внутриполитической конъюнктуры, широкие полномочия в проведении внутренней и внешней политики и т. д.

Характер президентской власти определяется своеобразием со­четания объективных и субъективных факторов. Сравнительный анализ основных президентских систем показывает, что в странах с одинаковыми экономическими и социально-политическими условиями распространены схожие формы президентской власти.

Анализ полномочий президентов в президентской (США), по- лупрезидентской (Франция) и парламентской (Германия) респу­бликах позволяет выявить особенности различных форм прези­дентской власти. Данные страны демонстрируют различные раз­новидности института президентства. Исследование президент­ских систем США и Франции позволяет также лучше понять роль института президентства в России.

В США президент является одновременно и главой государ­ства, и главой исполнительной власти. Кабинет министров — ад­министрация президента назначается президентом и несет от­ветственность только перед ним. Сенат не утверждает кабинет и не имеет права требовать отставки членов администрации. Иными словами, президент США самостоятелен в выборе прави­тельства.

Во Франции президент также имеет право самостоятельно на­значить главу правительства. Но в отличие от США правительство ответственно не перед президентом, а перед парламентом, поэто­му президент назначает главой правительства кандидатуру, кото­рую поддерживает большинство парламента. В противном случае парламент может выразить недоверие правительству, и оно обяза­но уйти в отставку. (Президент Франции, в отличие от президента США, не имеет права отправить правительство в отставку — это прерогатива парламента.) Однако если президента поддержива­ет большинство парламента, то он фактически становится главой правительства. Следовательно, степень влияния президента Фран­ции зависит от поддержки его парламентом.
В Германии, хотя президент и назначает премьер-министра и членов правительства, эти назначения носят формальный ха­рактер. Президент не участвует в формировании правительства и не имеет на него влияния, так как правительство ответственно только перед парламентом.
От того, как строятся взаимоотношения президента с прави­тельством, зависят его взаимоотношения с парламентом.

В силу того, что президент США является главой исполнитель­ной власти, ему приходится часто контактировать с сенатом. Хотя согласно Конституции США законотворчество является прерога­тивой сената, на практике именно президент выступает главным инициатором принятия новых законов, поскольку для нормаль­ного функционирования исполнительной власти необходимы эф­фективные и своевременные законы.

Во Франции главой исполнительной власти является премьер- министр. Следовательно, именно главе правительства принадле­жит право законодательной инициативы. Однако ситуация меня­ется, если президент обладает поддержкой парламентского боль­шинства. В этом случае именно он становится лидером законода­тельного процесса.

В Германии, в отличие от Франции и США, президент не яв­ляется активным участником законодательного процесса. Его уча­стие ограничивается подписанием уже принятых законов.

Соответственно своей роли и положению президенты США и Франции выбираются всеми избирателями страны. Во Франции принята процедура прямых выборов, что повышает статус и авто­ритет президента, делает его действительным лидером страны. Вы­боры в США происходят косвенным путем, с помощью выборщи­ков, но это лишь дань традиции.

В Германии президент избирается Федеральным Собранием, то есть тоже косвенным путем, что обусловливает слабость полно­мочий президента.
Полномочия президента США постоянны и не зависят от со­отношения сил в парламенте. Президент США, в отличие от пре­зидента Франции, является руководителем исполнительной вла­сти вне зависимости от соотношения сил в парламенте.

В президентской республике благодаря указанным выше ка­чествам отсутствует соперничество между президентом, премьер- министром и парламентом, обеспечивается быстрое принятие решений и их четкое исполнение. Централизация власти в руках президента обеспечивает стабильность исполнительной власти. По этой причине президентская республика получила широкое рас­пространение в странах Латинской Америки, Азии и Африки, по­раженных экономическим и социальным кризисом. Как отмечает Дж. Тарбер, «сильные и эффективные политические институты мо­гут уладить недовольство прежде, чем это перерастет в политическую нестабильность».

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, роль президента достаточно скромна. Его положение и роль обычно описываются формулой: «Царствует, но не управляет».

Формирование правительства парламентским путем ведет к более тесной связи правительства с избирателями, позволя­ет в большей мере учитывать интересы населения. Однако зави­симость правительства от парламента имеет и обратную сторону. Борьба различных партий может негативно сказываться на работе правительства, оперативности принятия решений и их эффектив­ности. Лишь в случае наличия демократических политических тра­диций, когда столкновение интересов происходит в рамках право­вого поля, принцип построения органов власти доказывает свою эффективность. По этой причине парламентская республика рас­пространена в основном в политически стабильных странах, с раз­витой экономикой и демократическими традициями.
Переход от авторитаризма к подлинно демократическим фор­мам правления, как и всякое явление, требует переходных форм правления. Как представляется, полупрезидентская форма правле­ния является именно такой формой, которая способна обеспечить условия (формирование демократических традиций, устойчивой многопартийной системы и т. д.) для эволюционного перехода от авторитаризма к демократии.
Исполнительная власть в полупрезидентской республике име­ет двойственный характер. Она осуществляется и президентом, и правительством. Особенностью полупрезидентской республики является то, что полномочия президента зависят от соотношения сил в парламенте. Не имея поддержки парламента, президент те­ряет большинство своих полномочий. При таком раскладе сил по- лупрезидентская республика смещается в сторону классической парламентарной модели.

В полупрезидентской республике наделение президента широ­кими полномочиями позволяет в случае возникновения кризис­ных ситуаций централизовать власть в одном органе и оперативно решать возникающие проблемы. Ответственность правительства перед парламентом даст возможность политическим партиям кон­тролировать исполнительную власть, влиять на нее, что создает противовес президенту.
Как показывает анализ, исторически в государственно­политическом устройстве России преобладали централизован­ные формы правления. Огромное пространство России, суровый климат, неоднородный этнический состав населения, дисбаланс в уровне и характере экономического развития регионов требо­вали сильной и централизованной исполнительной власти. Она была необходима для обеспечения быстрого принятия решений и их эффективного исполнения. Этим требованиям отвечала цен­трализованная структура органов власти СССР.

История свидетельствует, что власть в России вне зависимо­сти от смены режимов традиционно носит авторитарный характер, что логично приводит к выводу о том, что сильная власть (в нашем случае — президентская) традиционна для России и соответству­ет менталитету и политической культуре российских народов. Все это и предопределило характер института президентства в России.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.