Место Президента РФ в системе органов государственной власти

Основой характеристики правового статуса любого учреждае­мого Конституцией РФ государственного органа являются: 1) уста­новленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функ­циональное назначение; 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и явля­ется производным, но имеет определенное правовое значение, по­скольку в нем выражается заложенная в Конституции РФ концеп­ция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента РФ являются статья 80 Конституции РФ и ме­сто главы, посвященной Президенту РФ, в тексте Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в госу­дарственной системе играет Президент РФ. Конституционно­правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои кон­ституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президен­том ставится задача охранять государственные устои в целом, су­веренитет и государственную целостность. Только при этих усло­виях все иные органы власти и должностные лица могут осущест­влять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Положение президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы госу­дарства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Бу­дучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной вла­стью находит выражение в конкретных конституционных полно­мочиях президента как главы государства.

Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с осо­бенностями формирования правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования правительства с распределе­нием мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная истори­ческая ситуация, при которой состав правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различны­ми аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность ис­полнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимо­действующие президент и правительство — два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени сопри­касающиеся при выполнении возложенных на них функций. При оценке взаимоотношений президента и правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны президенту не только Конституцией РФ, но и федеральными зако­нами. Согласно статье 30 Федерального конституционного закона от 3 ноября 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и пункту 2 статьи 80 Конституции РФ президент обеспечивает со­гласованное функционирование и взаимодействие правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, он прини­мает конкретные меры к обеспечению взаимодействия правитель­ства прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также раз­ные политические ориентиры парламентского большинства в Го­сударственной Думе и членов правительства.

Для преодоления подобной ситуации законодатель установил ряд прерогатив президента, пользуясь которыми он в текущем ре­жиме может влиять на деятельность правительства: утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначе­ние заместителей председателя правительства и министров, пра­во председательствовать на заседаниях правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность пре­зиденту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку правительства в целом.

Таким образом, во взаимоотношениях президента с правитель­ством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значи­тельно более тесно, нежели другие ветви власти, связаны с прези­дентом, непосредственно подконтрольны ему.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федера­ции кандидатуры для назначения на должности судей Конститу­ционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. В свою очередь, при решении вопроса отрешения президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в дей­ствиях президента имеются признаки состава преступления; Кон­ституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Осуществление полномочий, возложенных Конституцией РФ на президента, требует достаточно высокого уровня защищенно­сти его статуса. Это необходимо для того, чтобы мотивация воли президента основывалась на высших долгосрочных интересах Рос­сии, а не на учете колебаний и раскладе противоборствующих по­литических сил в парламенте.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он согласно Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласи­тельные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов. В основе регулирования отношений между президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение само­стоятельности и независимости этих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, уста­новлены обязательные связи между ними (обращение президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положе­нии в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление президентом законопроек­тов, кандидатов на соответствующие должности, подписание зако­нов).

С другой стороны, Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения президента от должности и роспуска президентом Государственной Думы Фе­дерального Собрания. Президент вправе принимать указы и рас­поряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном по­рядке Государственная Дума и Совет Федерации способны прео­долеть его вето. Велика роль неправовых норм во взаимодействии президента и Федерального Собрания, так называемых «правил игры». Не менее важно внедрение в практику таких форм, как уча­стие президента или его представителей в парламентских слушани­ях, его выступление в палатах парламента, на заседаниях комиссий и депутатских групп, консультации с политическими фракциями.

При президенте действуют консультативные органы: Совет без­опасности и Государственный совет, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осу­ществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные пред­ставители президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Со­вете Федерации и Конституционном Суде РФ взаимодействует с за­конодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, напри­мер, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании принятых парламентом законов, обраще­ниях в Конституционный Суд с запросами о соответствии федераль­ных законов и законов субъектов РФ федеральной Конституции.

Место Президента РФ в системе органов государственной вла­сти сложилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 года первого Президента РСФСР была за­ложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопреде­лен половинчатостью конституционной реформы 1990—1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были искусственно вмон­тированы элементы механизма разделения властей и введена долж­ность Президента РСФСР при сохранении неопределенного стату­са Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Очень скоро обнару­жились противоречия конституционных норм, не разграничивших четко на тот момент полномочия исполнительной, судебной и за­конодательной власти. Как известно, формировавшаяся под кон­ституционно закрепленную идею руководящей роли КПСС и сло­жившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР не имела к началу 90-х годов ника­ких зазоров и ниш в конституционно-правовом механизме и инфра­структуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства — президенте, избираемом гражданами на осно­ве их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой Конституции) в виде института президентства еще больше на­рушило и так шаткий баланс отношений представительной и испол­нительной власти: с одной стороны — Президент РСФСР, являю­щийся в соответствии со статьей 121 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременно главой исполнительной власти, с другой стороны — Съезд народных депутатов, определенный статьей 104 Конституции РСФСР в каче­стве высшего органа государственной власти, имеющего право при­нимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящий­ся к ведению Федерации. Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Прези­дентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимо­действие, а также невозможность разрешения этой коллизии пра­вовыми методами в рамках старого Основного закона, и заложила политико-правовую основу кризиса 1993 года. Замена Советов на­родных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив президента представлялась многим в 1993 году кардинальным ре­шением развязки противоречий в системе государственной власти.

Возникла идея сконструировать такую модель сильной пре­зидентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирую­щей роли главы государства. В рамках работы Конституционного совещания уже к лету 1993 года вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парла­мента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции РФ.

Полномочия парламента как законодательного органа в про­екте новой Конституции РФ были существенно расширены. В то же время исполнительная власть получила необходимую са­мостоятельность, избавляясь от управляюще-распорядительного пресса со стороны законодательной власти.
Таким образом, парламент становился в прямом, общепри­нятом смысле законодательным органом и статусно выравнивал­ся с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс. Поэтому и необходима была новая Конституция суверенной России, которая бы поставила точку в этом болезненном процессе, четко сформулировала и закрепила полно­мочия по осуществлению функций государственной власти всеми составляющими ее основными субъектами, в том числе президентом как главой государства и гарантом Конституции и Федеральным Со­бранием в качестве законодательного органа — парламента.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.