Предмет криминологии

Особую роль в этой взаимосвязи играет предмет криминологии. Как отмечают авторы учебника по криминологии, именно предмет науки (т.е. знания о ее объекте) определяет особенности метода; в свою очередь, предмет может быть исследован исключительно в процессе применения метода данной науки.

Сущностные особенности элементов предмета, характер целей, задач и направления криминологической деятельности позволяют выделять относительно (условно) самостоятельные системные деятельностные связи, или механизмы криминологической деятельности. Все они могут быть классифицированы в зависимости от двух уровней или аспектов развития криминологии: процесса получения предметных знаний об изучаемом объекте, или систематизации научных знаний и процесса реализации системы полученных знаний.

Получение и систематизация знаний осуществляется с помощью различных методов. Одни из них используются в уголовно-статистическом наблюдении за преступностью, который представляет собой сложный многоэтапный процесс криминологи­ческого контроля преступности. При этом сбор, обобщение, изучение цифровых данных о преступ­ности, отдельных ее проблемах и связях осуществляют как ученые, так и практические работники. В данном случае можно говорить в целом о многосторонней аналитической деятельности.

Другую группу методов принято именовать социологическими методами. И реализуются они в процессе криминологического (теоретического или прикладного) исследования, которое представляет собой наиболее сложную, по объему, технологии, и многоэтапную деятельность.
Криминологическая (исследовательская) деятельность осуществляется дифференцированно, в зависимости от тех особенностей, которые указаны выше, и которые существенно влияют на характер соответствующих механизмов криминологической деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере (экономической, политической, управленческой, рекреативной, массово-информационной и т.п.) общественных отношений исследуется преступность и ее взаимосвязи или какие характерные особенности преступности (экономического, политического, коррупционного, экстремистского иного характера), отличаются определенной спецификой и механизмы исследования.
В связи с этим и субъекты криминологической деятельности приобретают соответствующую специализацию или несколько специализаций. Например,
с теорией криминологического прогнозирования непременно связано имя проф. Г.А. Аванесова,
с исследованием экономической преступности – проф. В.В. Колесникова,
с исследованием проблемы организованной преступности – проф. А.И. Долговой,
с теорией криминальной виктимологии – проф. Д.В. Ривмана,
с исследованием политической коррупционной преступности – доцента П.А. Кабанова,
с исследованием мировой преступности – проф. В.В. Лунеева,
с исследованием преступности несовершеннолетних – проф. С.Л. Сибирякова,
с исследованием преступности в сфере семейных отношений – проф. Д.А. Шестакова и т.д.

Разумеется, рядом с каждой фамилией названных ученых-криминологов вправе быть поставлен и ряд других, не менее известных специалистов, но в данном контексте преследовалась задача всего лишь проиллюстрировать конкретное суждение.
Процесс реализации систематизированных криминологических знаний в большей мере связан с другими видами социальной деятельности, в частности, с законотворчеством, криминологической профилактикой, образованием, правовым воспитанием и др. В процессе такого взаимодействия внедряются научные идеи, конкретные положения (предложения), выработанные криминологами и адресованные практике.
Реализация криминологических идей, предложений может быть направлена на решение следующих задач:
– обеспечение более тесного взаимодействия науки и практики;
– реализация потенциальных ресурсов, которыми располагают специалисты в области науки и практики;
– распространение лучшего (передового) опыта;
– устранение упущений, недостатков в системе обеспечения антикриминальной безопасности определенных объектов;
– восполнение затраченных на научные исследования средств2.
На сегодня сложились определенные формы криминологической деятельности рассматриваемого вида. К ним можно отнести (также в порядке иллюстрации) такие формы как:
криминологическое прогнозирование и программирование;
экспертная деятельность;
профессиональное образование;
проведение совместных встреч в целях обсуждения и поиска совместных решений сложных вопросов криминологического и управленческого характера в сфере борьбы с преступностью, предупреждения преступлений и профилактики правонарушений и др.
Одной из продуктивных форм криминологической деятельности теоретико-прикладного характера следует рассматривать диссертационное исследование.

В принципе любое – теоретическое или прикладное – криминологическое исследование сориентировано на практику. Криминология, как любая иная наука, направлена на производство новых знаний, в данном случае знаний об обществе в том его аспекте, в котором возникают и требуют безотлагательного решения, их научного обоснования проблемы антикриминальной безопасности. Даже те вырабатываемые учеными положения, которые, казалось бы, имеют науковедческий характер, направлены на саморазвитие криминологии, в конечном счете, «работают» на квалификацию ученого, преподавателя, специалиста в области борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
В ходе диссертационного исследования молодой, во многом еще начинающий криминолог воплощает в себе активное начало поиска путей совершенствования теоретико-прикладного процесса, который направлен на совершенствование сложной системы противодействия преступности. Последовательно изучая определенную проблему, в решении которой заинтересованы теоретики и практики, соискатель (диссертант) выступает уникальным их связующим звеном, через которое циркулируют потоки взаимно востребованной информации и осуществляется обмен деятельностью.

В связи с этим представляется аксиоматичным суждение о том, что только тесное взаимодействие квалифицированных специалистов в области теории и практики способно обеспечить научно обоснованное управленческое воздействие на преступность. И здесь важно выделить и рассмотреть как минимум две функции криминологической деятельности: познавательно-аналитическую и оценочно-экспертную.
Познавательно-аналитическая функция криминологической деятельности рассматривается как исходная по отношению к оценочно-экспертной функции. Ее реализация осуществляется посредством сбора информации о криминологической ситуации, ее наиболее значимых характеристиках преступности, ее причинном комплексе, предупредительном воздействии на преступность и т.д.

Оценочно-экспертная функция реализуется в процессе криминологического контроля, например, за состоянием, развитием преступности, отдельного ее вида, за поведением определенных лиц, например, наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оценку и прогнозирование их поведения и др.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.