Предмет криминологии
Особую роль в этой взаимосвязи играет предмет криминологии. Как отмечают авторы учебника по криминологии, именно предмет науки (т.е. знания о ее объекте) определяет особенности метода; в свою очередь, предмет может быть исследован исключительно в процессе применения метода данной науки.
Сущностные особенности элементов предмета, характер целей, задач и направления криминологической деятельности позволяют выделять относительно (условно) самостоятельные системные деятельностные связи, или механизмы криминологической деятельности. Все они могут быть классифицированы в зависимости от двух уровней или аспектов развития криминологии: процесса получения предметных знаний об изучаемом объекте, или систематизации научных знаний и процесса реализации системы полученных знаний.
Получение и систематизация знаний осуществляется с помощью различных методов. Одни из них используются в уголовно-статистическом наблюдении за преступностью, который представляет собой сложный многоэтапный процесс криминологического контроля преступности. При этом сбор, обобщение, изучение цифровых данных о преступности, отдельных ее проблемах и связях осуществляют как ученые, так и практические работники. В данном случае можно говорить в целом о многосторонней аналитической деятельности.
Другую группу методов принято именовать социологическими методами. И реализуются они в процессе криминологического (теоретического или прикладного) исследования, которое представляет собой наиболее сложную, по объему, технологии, и многоэтапную деятельность.
Криминологическая (исследовательская) деятельность осуществляется дифференцированно, в зависимости от тех особенностей, которые указаны выше, и которые существенно влияют на характер соответствующих механизмов криминологической деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере (экономической, политической, управленческой, рекреативной, массово-информационной и т.п.) общественных отношений исследуется преступность и ее взаимосвязи или какие характерные особенности преступности (экономического, политического, коррупционного, экстремистского иного характера), отличаются определенной спецификой и механизмы исследования.
В связи с этим и субъекты криминологической деятельности приобретают соответствующую специализацию или несколько специализаций. Например,
с теорией криминологического прогнозирования непременно связано имя проф. Г.А. Аванесова,
с исследованием экономической преступности – проф. В.В. Колесникова,
с исследованием проблемы организованной преступности – проф. А.И. Долговой,
с теорией криминальной виктимологии – проф. Д.В. Ривмана,
с исследованием политической коррупционной преступности – доцента П.А. Кабанова,
с исследованием мировой преступности – проф. В.В. Лунеева,
с исследованием преступности несовершеннолетних – проф. С.Л. Сибирякова,
с исследованием преступности в сфере семейных отношений – проф. Д.А. Шестакова и т.д.
Разумеется, рядом с каждой фамилией названных ученых-криминологов вправе быть поставлен и ряд других, не менее известных специалистов, но в данном контексте преследовалась задача всего лишь проиллюстрировать конкретное суждение.
Процесс реализации систематизированных криминологических знаний в большей мере связан с другими видами социальной деятельности, в частности, с законотворчеством, криминологической профилактикой, образованием, правовым воспитанием и др. В процессе такого взаимодействия внедряются научные идеи, конкретные положения (предложения), выработанные криминологами и адресованные практике.
Реализация криминологических идей, предложений может быть направлена на решение следующих задач:
– обеспечение более тесного взаимодействия науки и практики;
– реализация потенциальных ресурсов, которыми располагают специалисты в области науки и практики;
– распространение лучшего (передового) опыта;
– устранение упущений, недостатков в системе обеспечения антикриминальной безопасности определенных объектов;
– восполнение затраченных на научные исследования средств2.
На сегодня сложились определенные формы криминологической деятельности рассматриваемого вида. К ним можно отнести (также в порядке иллюстрации) такие формы как:
криминологическое прогнозирование и программирование;
экспертная деятельность;
профессиональное образование;
проведение совместных встреч в целях обсуждения и поиска совместных решений сложных вопросов криминологического и управленческого характера в сфере борьбы с преступностью, предупреждения преступлений и профилактики правонарушений и др.
Одной из продуктивных форм криминологической деятельности теоретико-прикладного характера следует рассматривать диссертационное исследование.
В принципе любое – теоретическое или прикладное – криминологическое исследование сориентировано на практику. Криминология, как любая иная наука, направлена на производство новых знаний, в данном случае знаний об обществе в том его аспекте, в котором возникают и требуют безотлагательного решения, их научного обоснования проблемы антикриминальной безопасности. Даже те вырабатываемые учеными положения, которые, казалось бы, имеют науковедческий характер, направлены на саморазвитие криминологии, в конечном счете, «работают» на квалификацию ученого, преподавателя, специалиста в области борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
В ходе диссертационного исследования молодой, во многом еще начинающий криминолог воплощает в себе активное начало поиска путей совершенствования теоретико-прикладного процесса, который направлен на совершенствование сложной системы противодействия преступности. Последовательно изучая определенную проблему, в решении которой заинтересованы теоретики и практики, соискатель (диссертант) выступает уникальным их связующим звеном, через которое циркулируют потоки взаимно востребованной информации и осуществляется обмен деятельностью.
В связи с этим представляется аксиоматичным суждение о том, что только тесное взаимодействие квалифицированных специалистов в области теории и практики способно обеспечить научно обоснованное управленческое воздействие на преступность. И здесь важно выделить и рассмотреть как минимум две функции криминологической деятельности: познавательно-аналитическую и оценочно-экспертную.
Познавательно-аналитическая функция криминологической деятельности рассматривается как исходная по отношению к оценочно-экспертной функции. Ее реализация осуществляется посредством сбора информации о криминологической ситуации, ее наиболее значимых характеристиках преступности, ее причинном комплексе, предупредительном воздействии на преступность и т.д.
Оценочно-экспертная функция реализуется в процессе криминологического контроля, например, за состоянием, развитием преступности, отдельного ее вида, за поведением определенных лиц, например, наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оценку и прогнозирование их поведения и др.
Сущностные особенности элементов предмета, характер целей, задач и направления криминологической деятельности позволяют выделять относительно (условно) самостоятельные системные деятельностные связи, или механизмы криминологической деятельности. Все они могут быть классифицированы в зависимости от двух уровней или аспектов развития криминологии: процесса получения предметных знаний об изучаемом объекте, или систематизации научных знаний и процесса реализации системы полученных знаний.
Получение и систематизация знаний осуществляется с помощью различных методов. Одни из них используются в уголовно-статистическом наблюдении за преступностью, который представляет собой сложный многоэтапный процесс криминологического контроля преступности. При этом сбор, обобщение, изучение цифровых данных о преступности, отдельных ее проблемах и связях осуществляют как ученые, так и практические работники. В данном случае можно говорить в целом о многосторонней аналитической деятельности.
Другую группу методов принято именовать социологическими методами. И реализуются они в процессе криминологического (теоретического или прикладного) исследования, которое представляет собой наиболее сложную, по объему, технологии, и многоэтапную деятельность.
Криминологическая (исследовательская) деятельность осуществляется дифференцированно, в зависимости от тех особенностей, которые указаны выше, и которые существенно влияют на характер соответствующих механизмов криминологической деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере (экономической, политической, управленческой, рекреативной, массово-информационной и т.п.) общественных отношений исследуется преступность и ее взаимосвязи или какие характерные особенности преступности (экономического, политического, коррупционного, экстремистского иного характера), отличаются определенной спецификой и механизмы исследования.
В связи с этим и субъекты криминологической деятельности приобретают соответствующую специализацию или несколько специализаций. Например,
с теорией криминологического прогнозирования непременно связано имя проф. Г.А. Аванесова,
с исследованием экономической преступности – проф. В.В. Колесникова,
с исследованием проблемы организованной преступности – проф. А.И. Долговой,
с теорией криминальной виктимологии – проф. Д.В. Ривмана,
с исследованием политической коррупционной преступности – доцента П.А. Кабанова,
с исследованием мировой преступности – проф. В.В. Лунеева,
с исследованием преступности несовершеннолетних – проф. С.Л. Сибирякова,
с исследованием преступности в сфере семейных отношений – проф. Д.А. Шестакова и т.д.
Разумеется, рядом с каждой фамилией названных ученых-криминологов вправе быть поставлен и ряд других, не менее известных специалистов, но в данном контексте преследовалась задача всего лишь проиллюстрировать конкретное суждение.
Процесс реализации систематизированных криминологических знаний в большей мере связан с другими видами социальной деятельности, в частности, с законотворчеством, криминологической профилактикой, образованием, правовым воспитанием и др. В процессе такого взаимодействия внедряются научные идеи, конкретные положения (предложения), выработанные криминологами и адресованные практике.
Реализация криминологических идей, предложений может быть направлена на решение следующих задач:
– обеспечение более тесного взаимодействия науки и практики;
– реализация потенциальных ресурсов, которыми располагают специалисты в области науки и практики;
– распространение лучшего (передового) опыта;
– устранение упущений, недостатков в системе обеспечения антикриминальной безопасности определенных объектов;
– восполнение затраченных на научные исследования средств2.
На сегодня сложились определенные формы криминологической деятельности рассматриваемого вида. К ним можно отнести (также в порядке иллюстрации) такие формы как:
криминологическое прогнозирование и программирование;
экспертная деятельность;
профессиональное образование;
проведение совместных встреч в целях обсуждения и поиска совместных решений сложных вопросов криминологического и управленческого характера в сфере борьбы с преступностью, предупреждения преступлений и профилактики правонарушений и др.
Одной из продуктивных форм криминологической деятельности теоретико-прикладного характера следует рассматривать диссертационное исследование.
В принципе любое – теоретическое или прикладное – криминологическое исследование сориентировано на практику. Криминология, как любая иная наука, направлена на производство новых знаний, в данном случае знаний об обществе в том его аспекте, в котором возникают и требуют безотлагательного решения, их научного обоснования проблемы антикриминальной безопасности. Даже те вырабатываемые учеными положения, которые, казалось бы, имеют науковедческий характер, направлены на саморазвитие криминологии, в конечном счете, «работают» на квалификацию ученого, преподавателя, специалиста в области борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.
В ходе диссертационного исследования молодой, во многом еще начинающий криминолог воплощает в себе активное начало поиска путей совершенствования теоретико-прикладного процесса, который направлен на совершенствование сложной системы противодействия преступности. Последовательно изучая определенную проблему, в решении которой заинтересованы теоретики и практики, соискатель (диссертант) выступает уникальным их связующим звеном, через которое циркулируют потоки взаимно востребованной информации и осуществляется обмен деятельностью.
В связи с этим представляется аксиоматичным суждение о том, что только тесное взаимодействие квалифицированных специалистов в области теории и практики способно обеспечить научно обоснованное управленческое воздействие на преступность. И здесь важно выделить и рассмотреть как минимум две функции криминологической деятельности: познавательно-аналитическую и оценочно-экспертную.
Познавательно-аналитическая функция криминологической деятельности рассматривается как исходная по отношению к оценочно-экспертной функции. Ее реализация осуществляется посредством сбора информации о криминологической ситуации, ее наиболее значимых характеристиках преступности, ее причинном комплексе, предупредительном воздействии на преступность и т.д.
Оценочно-экспертная функция реализуется в процессе криминологического контроля, например, за состоянием, развитием преступности, отдельного ее вида, за поведением определенных лиц, например, наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оценку и прогнозирование их поведения и др.
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.