ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

В XXI веке во многих странах резко активизировался экстремизм. Проблема борьбы против идеологии и практики экстремизма и терроризма становится в мире весьма актуальной. Перед мировым сообществом в целом остро встал вопрос по обеспечению противодействия этому опасному явлению, ставшему важнейшим направлением деятельности государственной правоохранительной системы всех стран. Значительный опыт борьбы против этого зла внутри страны накоплен в Соединенных Штатах Америки. Его обобщение является предметом рассмотрения данной статьи.
Установлено, что в настоящее время в США действует около 500 экстремистских групп, главным образом, неонацистского, антисемитского и, так называемого, «сепаратистского характера». По прогнозам, в силу объективных причин социально-экономического характера экстремистские организации в США, несомненно, будут активизироваться. Причинами их роста является ряд факторов.
Первый фактор – антииммигрантский. В США постоянно увеличивается число нелегальных мигрантов. Приток дешевой рабочей силы не только составляет конкуренцию местному населению, но и приводит к снижению реальной заработной платы коренных американцев, занятых на низкооплачиваемой работе. Это обстоятельство осложняет социальную обстановку в стране и порождает экстремистские проявления в обществе.
Второй фактор обусловлен снижением доли белого и ростом цветного населения и повышения его активности в политической жизни страны. Победа Б. Обамы на президентских выборах способствовала значительному росту экстремизма. В Калифорнии, например, активисты Республиканской партии рассылали избирателям письма расистского содержания. Подобные факты имели место и в ряде южных штатов Америки.
Оба эти фактора на фоне нарастающих экономических неурядиц, роста нищеты, безработицы и других социальных явлений будут способствовать росту экстремистских настроений в среде мигрантов.

Следует отметить, что в законодательстве США отсутствует понятие «экстремизм». В научных работах экстремистами обычно называют всех, кто проповедует насилие на почве ненависти в отношении различных политических, расовых, национальных и религиозных групп, кто входит в группы нетрадиционной сексуальной ориентации, а также террористов. К тому же в США неонацисты десятилетиями могут пропагандировать свои идеи, не опасаясь наказания за свою подрывную деятельность.
Поправка I Конституции США гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Специфично положение Конституции США о том, что законодательная власть – «Конгресс не будет принимать закон относительно установления религии или запрещения ее свободного исповедания, или ущемления свободы слова или печати, или права народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб» [1, с. 411].
Это означает, что на законодательном уровне в США ограничена роль государства в сфере борьбы с проявлениями экстремизма. Данная функция возложена на общественные организации, научные и независимые политические центры.
Наиболее крупными аналитическими организациями по борьбе с экстремизмом в США являются Институт мира, Антидиффамационная лига, Международный центр развития толерантного сознания и предотвращения экстремизма, Южный центр по защите гражданских прав и другие.
Эти организации добывают подробную информацию о деятельности различных экстремистских групп, тщательно ее изучают, а затем составляют аналитические рекомендации для государственных органов, призванных бороться с этим злом. Их исследовательская деятельность подкрепляется значительным финансированием, что позволяет привлекать к работе лучших специалистов. В центрах имеются банки данных обо всех экстремистских организациях и их лидерах, ведется мониторинг групп с разными формами экстремизма. Центры имеют представления о тенденциях развития экстремизма. Значительную финансовую поддержку этим организациям оказывают спонсоры в лице крупных промышленных и финансовых структур.
Некоторые антитеррористические центры полностью содержатся за счет спонсорских средств частных лиц, благотворительных фондов и общественных организаций. Таковым является Южный Центр по защите гражданских прав (Штат Алабама). Его бюджет превышает 30 млн. долларов. В собственности центра – многоэтажное здание с пуленепробиваемыми стеклами. В штате сотрудников состоят опытные технари, юристы, ана литики, работающие в разных штатах. Они встречаются со своими осведомителями и готовят аналитические материалы для центра. Центр также организует массовые иски в судах к экстремистским организациям. Им издается журнал «Intelligence Report”, тираж которого достигает 300 тысяч экземпляров. Журнал бесплатно распространяется по государственным и общественным организациям. 60 тысяч его экземпляров направляется в правоохранительные органы и службы США. С 2000 г. Центр направляет доклад Верховному комиссару ООН по правам человека. Деятельность этой организации находит признание в ООН, в частности, у Верховного комиссара по правам человека, который регулярно получает аналитические материалы из Центра.
Значительную роль Южный центр играет в деятельности различных структур правоохранительной системы. Так, например, центр совместно с ФБР разработал и реализует обучающие программы для сотрудников спецслужб. Одна из таких программ – «Просвещение в области толерантности».
Сотрудники центра работают по правилам частных сыскных организаций, что позволяет им располагать информацией закрытого характера в большем объеме, чем официальным структурам.
Мощным банком данных об экстремистских группах обладает другая общественная организация – Антидиффамационная лига (ADL).
Эта организация ведет постоянный мониторинг всех групп антиэкстремистской направленности и готовит подробные доклады для государственных структур. Разработанные ADL программы «Правоохранительные органы и общество»,
«Мир различных культур и религий», «Борьба с обидчиками» и другие активно реализуются в практической работе органов [2]. «Южный центр по защите гражданских прав» и «Антидиффамационная лига» (ADL), противодействуя экстремизму, взаимодействуют и перепроверяют друг друга. В итоге складывается довольно объективная картина по состоянию экстремизма в стране.
В США, помимо общественных организаций, успешно функционирует правительственная организация «Национальный центр по противодействию терроризму». Задачами этой организации являются:
1) интегрирующая функция по противодействию экстремизму в масштабе всего государства;
2) выработка для высшего руководства страны стратегических решений по борьбе с экстремизмом;
3) стратегическое оперативное планирование.
Эта организация обладает базой данных об экстремистах на 100 тысяч человек. Фактически это досье на подозрительных физических лиц, в которое включены их фото, привычки, пищевые пристрастия и т.д.

В 1993 году Министерством обороны США был принят Устав FM 100-19, FM 7-10 «Внутригосударственные операции». Этот документ определил приоритетную задачу для вооруженных сил США – предотвращать акты вооруженного насилия и терроризма внутри государства во взаимодействии с органами гражданской власти. Заявлено, что вооруженные силы могут быть задействованы для охраны важных объектов и проведения спецопераций по пресечению действий экстремистских организаций.
В стране принята специальная программа «Особо важные задержанные», которая дает право на убийство, захват и задержание «особо важных» подозреваемых террористов даже за пределами США.
Таким образом, в противодействии экстремизму США опираются на общественные организации, которые работают совместно с правительственной организацией Национальный центр по противодействию терроризму и Министерством обороны США. Противодействие экстремизму базируется на специальных программах. Большое значение придается профилактической работе.
Чтобы снизить уровень экстремистских движений и настроений в стране действует множество общественных организаций, цель которых – облегчить вхождение различных социальных и национальных групп в американское общество. В США придерживаются правила, что когда мигрант имеет достаточно комфортный уровень жизни, он не будет бунтовать против власти.
Эта прописная истина стала основой социальной программы американских властей по адаптации мигрантов к американскому образу жизни.
Правительство США совместно с многочисленными общественными организациями проводит различные мероприятия по работе с группами радикально настроенных мусульманских групп, а также с выходцами из стран Азии и Африки. К этой работе активно привлекаются мечети, католические храмы и университетские центры. В профилактическую работу также вовлечены сотрудники ФБР, Министерства внутренней безопасности и территориальных подразделений полиции.
При каждом полицейском управлении действует своя общественная палата из представителей религиозных центров и этнических общин. Советниками начальников полиции на общественных началах в США часто становятся представители общественных организаций и научно-политических центров.
Особое внимание уделяется укреплению взаимосвязи правительства с женскими организациями. С целью защиты прав женщин и вовлечения их в активную общественную и трудовую деятельность в стране созданы многочисленные молодежные организации и союзы, которые также являются составной частью американской общественной жизни. Этим организациям и различным общественным движениям правительство страны оказывает реальную поддержку, становясь их куратором и партнером. Все это позволяет отвлекать молодежь от подрывных действий в отношении государства.
В стране функционируют программы раннего предупреждения экстремизма и терроризма. Они осуществляются правоохранительными органами (полицией) и спецслужбами. Хотя превентивная работа в общем объеме борьбы с экстремизмом, по мнению сотрудников спецслужб и полиции, невелика (составляет около 2%), она позволяет значительно снизить уровень экстремистской угрозы внутри США. Профилактическая работа по противодействию экстремизма с опорой на общественные организации позволяет правительству США активно противодействовать этому злу внутри страны.
Вместе с тем под предлогом борьбы с внешним терроризмом беспилотники США на регулярной основе убивают мирное население других стран, подозреваемое в терроризме [3, с. 147–149]. Противодействуя экстремизму вне страны, США проводит политику диктата в отношении других государств. Поэтому не случайно они не подписали резолюцию Генассамблеи ООН от 2008 г. «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Против этого документа выступили лишь два государства – США и Маршалловы острова.
Насаждая во всем мире ценности «общечеловеческой» культуры, американская военщина организует различного рода цветные революции, свергает неугодные Америке национальные правительства, подчиняет своим интересам природные ресурсы стран-изгоев. Эта политика противоречит принципам ООН и направлена на создание однополярного мира.
Кровавые события на Украине убедительно свидетельствуют о глобальной политике США, направленной на дестабилизацию сложившегося миропорядка в интересах промышленнофинансовых структур, политика которых, якобы, отвечает национальным интересам США. Штатам удалось поставить на колени весь Евросоюз, вовлечь его в политику санкций против России, которая покорилась диктату этой сверхдержавы.
Стремясь к мировому господству на международной арене, США проводят зловещую политику экстремизма и неоколониализма, нарушая элементарные нормы международного права.
Внутри же своей страны правительство США проводит политику укрепления своих госструктур, общественных организаций и армии, активно через неправительственные организации проводят массированную идеологическую и профилактическую работу с населением. Опыт противодействия США экстремизму внутри страны для современной России представляет большой практический интерес. Именно профилактическая работа, по мнению большинства российских ученых, должна стать основой противодействия экстремизму в современной России [4; 5, с. 65–66].

Литература
1. Поправки к Конституции Соединенных
Штатов Америки. Поправка I // Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие для бакалавров / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: ИД Юрист
2012.
2. Овчинский В., Кочубей М. 3. Холмс Стивен. Какая от этого польза Обаме? // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 6 (97).
4. Актуальные проблемы противодействия
национальному и политическому экстремизму: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.1 / под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.Н. Ханбабаева. Махачкала, 2008.
5. Пирбудагова Д.Ш. К вопросу о защите
прав и свобод личности в условиях борьбы с политическим экстремизмом // Юридический вестник ДГУ. 2012. №3.

Источник: Т.Е. БЕДЖАНОВА

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.