Соотношения власти
Лучшей предпосылкой для медиации является, когда у участников нет возможности, на основании своей властной позиции в одностороннем порядке «продавливать» свои представления о решении проблемы вопреки воле и представлениям другой стороны. Несмотря на это, возможно осуществлять посредничество также между сторонами с различным уровнем власти, а именно тогда, когда неравновесие власти можно нейтрализовать, или когда более властная сторона отказывается от использования своей власти из благоразумия. В медиационной беседе следует создать определенное равновесие, поскольку в противном случае неравенство обнаружится в договоренностях, - если до них вообще дойдет дело.
----------------------------
Ложь
Если спор развивается вокруг того, правдивы или нет утверждения, медиаторы должны разъяснить участникам, что в медиации в первую очередь речь идет о будущем поведении, а не о прошлом. Медиаторы не могут и не хотят давать оценки того, что действительно происходило в прошлом, какие высказывания правильны, а какие нет. Они могут выразить понимание того, что соперники хотят выяснить «правду», а также правоту и неправоту.
----------------------------
Слишком сильные эмоции
Слишком сильные эмоции могут сделать медиацию невозможной. Эмоции должны занимать подобающее им место, но не затапливать процесс! Оскорбительные взрывы эмоций часто так раскачивают спор, что дальнейший разговор становится невозможным. В этом случае речь идет о том, чтобы ограничить выражения чувств и перевести их в послания, которые не оскорбляют и помогают двигаться дальше.
----------------------------
Эмоции
У конфликтов всегда есть две стороны: предметная и эмоциональная. Медиация придает значение тому, чтобы при работе над конфликтом проявлялись и учитывались обе стороны. Эмоции можно и нужно показывать. Однако могут возникнуть проблемы, если эмоции выражаются слишком мало или слишком сильно.
----------------------------
Предложения от медиаторов
Основная идея медиации состоит в том, чтобы участники конфликта сами искали и находили решения своего спора. По этой причине большинство авторов настаивает, чтобы медиаторы по возможности не вносили свои собственные предложения в фазе решения проблемы, а если они это делают, то только в очень сдержанной, не оказывающей влияния манере. С другой стороны, приводятся аргументы, что у посредников - третьих лиц - иногда есть очень хорошие идеи решения, именно потому, что они сами не вовлечены в спор и поэтому у них есть возможность лучшего обзора. Зачем же скрывать эти идеи от участников конфликта?
----------------------------
Безоценочное определение проблемы
Если речь идет об описании проблемы, медиаторы избегают давать оценку лицу и его поведению. Вместо этого они описывают, чье поведение и для кого стало проблемой. Пример: «Поведение Петера является проблемой для его матери». Вместо: «Проблема состоит в том, что Петер слишком много смотрит телевизор».
----------------------------
Возможности «первой руки»
Медиаторы должны сохранять контроль над ходом беседы, а не над содержанием. В проблематичных ситуациях, - когда противники говорят одновременно, прерывают друг друга, выступления слишком длинны, - медиаторы могут вмешиваться следующим образом.
----------------------------
Помощь при выяснении
Помимо чистого модерирования беседы медиаторы оказывают активную помощь при прояснении ее сути. При помощи соответствующих вопросов, методов и интервенций они способствуют углублению самостоятельного выяснения противниками вопросов и к прояснению конфликта и помогают прокладыванию пути для самостоятельного разрешения конфликта. Для этого необходимы отношения доверия, приобретаемые медиаторами благодаря манере держать себя, своему поведению и профессиональной компетентности. Поведение, способствующее возникновению доверия, не означает, однако, что нужно поддакивать, соглашаться, сочувствовать и всегда быть дружелюбным и неопределенным. Скорее они действительно могут помочь только тогда, когда уточняют и проясняют, иногда упорно настаивают на своем, не ослабляют хватки и при необходимости, возможно, даже провоцируют.
----------------------------
Ведение беседы
Медиаторы отвечают за то, чтобы беседа началась и могла развиваться оптимальным образом. Они заботятся о том, чтобы соблюдались основные правила, чтобы метод медиации осуществлялся ступень за ступенью, и была возможна упорядоченная беседа.
----------------------------
Фаза реализации
В этой фазе обнаруживается, действительно ли достигнутое соглашение способно решить проблемы.
----------------------------