Особенности политической медиации

Большое количество участников конфликта

Конфликты в политической жизни отличаются от конфликтов в частной сфере количеством участвующих людей. Это в первую очередь означает, что сторонами конфликта являются не отдельные люди, а, как правило, группы, организации, учреждения и целые народы. Во вторую очередь этим самым также имеется в виду, что часто речь идет о целом ряде сторон конфликта, которые должны быть привлечены. Это оказывает воздействие на формирование процесса медиации.
Поскольку медиация требует интенсивной работы в виде беседы со всеми участниками, то группа участвующих в медиации не должна быть слишком большой. Это означает, что при групповых конфликтах не все участники конфликта могут сидеть за столом. Группы должны послать на переговоры своих представителей.

Это влечет за собой ряд проблем:

- Группы должны быть в состоянии назначать представителей, которые пользуются доверием всей группы. В случае необходимости медиаторы могут оказать в этом помощь в фазе предварительной медиации.
- Необходимо обеспечить движение информации и обратную связь с группой. Результат переговоров, который отражает мнения и желания только представителей, ничего не стоит. С ним должна быть согласна представляемая группа!
Если группы не слишком велики, медиационная беседа может происходить как «fish-bowl» («аквариум»): это означает, что вокруг медиационной группы сидят наблюдатели, остальные члены группы, которые, однако, не должны вмешиваться в разговор.
Преимущество: члены группы непосредственно узнают, о чем и как ведутся переговоры. Можно исключить искажения, возникающие при посредничестве. В перерывах возможно обсуждение.
Недостаток: не общественный, конфиденциальный характер медиационной беседы нарушается. Существует опасность помех и «битв зрителей».
Возможность вариаций: наблюдающие члены группы получают возможность в случае необходимости самим вмешиваться в беседу, для этого нужно встать и занять свободный стул, который по договоренности оставляется у стола медиации, тем самым наблюдатель становится участником беседы. Высказавшись, он возвращается на свое место наблюдателя.
- Переговоры становятся более длительными, так как то и дело в них необходимо вставлять фазы обратной связи и обсуждения представителей со своими группами.
-Технология и процесс достижения согласия становятся еще более длительными и сложными, если в процессе медиации участвуют больше двух или трех сторон. Необходимо соответствующим образом расширить легко обозримую модель медиации с двумя сторонами спора, что в принципе возможно.
- Искушение, не привлекать к участию определенные стороны конфликта с целью упрощения процесса медиации опасно: тем самым программируются новые конфликты, и те, кто не участвовал в переговорах, возможно, будут торпедировать их результат.
- Даже если не все стороны конфликта хотят принимать участие в медиации, при некоторых обстоятельствах можно достичь разумного результата, если будут представлены, по крайней мере, главные участники и будут учитываться интересы отсутствующих.
- Существует опасность, что радикальные группировки внутри представленных сторон конфликта имеют иные представления, нежели остальные члены группы. Группа должна тогда сама или при поддержке медиаторов или консультантов — конфликтологов постараться прийти к выравниванию интересов. Если это не удается, при определенных обстоятельствах, все-таки возможно, что соглашения в основном будут выполнены.

Конфиденциальность?

Конфиденциальность частной беседы в политических спорах едва ли осуществима. Ведь участники переговоров должны договариваться со своей группой, которая иногда может быть очень большой. Кроме того, особенно при скорее неформальных группах, как, например, гражданские инициативы, - не всегда можно обеспечить, чтобы никто не передал информацию дальше.
Несмотря на это, следует, по крайней мере, выяснить в начале вопрос об информации для прессы. Несомненно, полезно, когда процесс переговоров не нарушается слишком ранними сообщениями в прессе. Участники должны попытаться сделать все от них зависящее, чтобы соответствующие договоренности действительно соблюдались.
Другим фактором, который может оказать влияние на конфиденциальность политических медиационных бесед, может быть озабоченность тем, чтобы не выдавать противнику слишком много важной информации, прежде всего, если существует опасность неудачи переговоров и участники настроены на разбирательство на другом уровне.

Ценность личных отношений и эмоций

Тот факт, что при политических конфликтах группы коммуницируют друг с другом не непосредственно, а через своих представителей, меняет ценность личных отношений и эмоций при таких беседах:
- При переговорах речь идет больше об интересах сторон, а не об ощущениях отдельных участников. Хотя их и следует учитывать как помехи или факторы влияния в ме-диационной беседе и работать с ними. Однако то, что люди приносят на стол, это не проблема, которая вытекает из их личных отношений, а проблема, которая связана с их социальной ролью.
- Возможные процессы сближения по пути обоюдного личного понимания участников полезны только тогда, когда это личное понимание или основывающийся на нем результат переговоров могут быть также сообщены собственной группе. В противном случае это могло бы привести к тому, что представители утрачивают доверие группы и их заменяют.
- Обращение к эмоциям может вызвать изменение точки зрения на конфликт. Если это эмоциональное состояние свойственно всей группе, оно также должно обязательно быть включено в работу над конфликтом.
- Если, однако, речь идет преимущественно о личном эмоциональном состоянии участников переговоров, может случиться, что некоторые «рациональные политики» окажут сопротивление такому ходу событий и подвергнут сомнению технологию, а также компетенцию медиаторов. В данной ситуации к таким людям можно обращаться только «через голову». Вместо того чтобы упорствовать в проявлении эмоций, следует больше выражать интересы группы.

Отношения власти

Отношения между сторонами конфликта определяются в первую очередь властными интересами, если даже не властными отношениями. Обращение с неравновесными властными позициями уже обсуждалось в другом месте. Медиация не является средством для изменения такого не равновесия. Она может только временно «навести мост» через него, если участники выскажут готовность к этому. Изменение отношений власти должно начинаться в других сферах.2
Беспристрастность?

Политические конфликты - это общественные конфликты. Чем выше уровень, тем вероятнее также, что медиаторы тоже затронуты, прямо или косвенно, и составили собственное мнение по спорным пунктам. Требование беспристрастности здесь очень сложно выполнить, если только медиаторы не интересуются политикой, - что не могло бы свидетельствовать об их компетенции как посредников в политических конфликтах.3
В сфере международных отношений, кроме того, имеются многочисленные примеры, где медиаторы оказывали массивное давление, - например, в форме предоставления или прекращения оказания помощи, - на лиц, ведущих переговоры. 4

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.