Как должно быть сформулировано соглашение?

- Пользуйтесь ясным, простым языком!
- Будьте точны!
Никаких неопределенных понятий! («скоро», «разумно», «часто»). Указывайте детали! (где, сколько, насколько?...)
- Точно указывайте сроки!
----------------------------

Подписание и завершение

Если договоренность была таким образом записана и дополнена, ее зачитывают полностью и участники подписывают ее. Участники конфликта и медиаторы получают по одному экземпляру договора. Если соглашение должно стать договором, имеющим законную силу, ему нужно придать соответствующую форму у нотариуса или адвоката.
----------------------------

Осуществление, контроль и работа над будущими проблемами

Договоренность должна содержать не только общие заявления о намерениях участников. Необходимо точно и четко указать, что должна делать каждая сторона в отдельности, в какой форме, к какому сроку и т.д., и как можно проверить выполнение обещаний в случае необходимости.
----------------------------

Четыре критерия хороших результатов переговоров

Переговоры, - с привлечением посторонней помощи или без нее, - только тогда являются качественно лучшим решением проблемы, когда результат переговоров удовлетворяет четырем условиям: Решение проблемы должно быть справедливым, эффективным, разумным и стабильным.
----------------------------

Проработка

Возможности решения, которые прошли предварительный отбор, проверяются более детально и прорабатываются. Для этого может потребоваться получение дополнительной информации и/или привлечение специалистов для консультаций.
----------------------------

Решение проблемы / развитие решений

В предшествующих фазах необходимо пробудить такое понимание мотивов и интересов противоположной стороны, чтобы все участники смогли теперь увидеть их ситуацию не как борьбу конкурирующих сторон, а как общую проблему. Они признают, что у каждой из сторон есть причины и интересы, делающие их поведение обоснованным, и что важно найти решения, которые учитывают это. Преодоление спора может, поэтому, произойти с приложением общих усилий, - намного скорее, чем в противостоянии: чем больше я стараюсь учитывать цели противоположной стороны, тем скорее я смогу проявить и свои стремления и ожидать встречного понимания. В идеальном случае интересы всех сторон можно удовлетворить оптимально, потому что они могут быть согласованы друг с другом (сравните пример с апельсином). В противном случае нужно вырабатывать решения, которые приносят максимальную общую пользу и удовлетворяют критериям справедливости.
----------------------------

Прояснение конфликта/углубление

Возможно, что в предыдущей фазе уже было высказано так много скрытых интересов и эмоций, и настолько выросло взаимопонимание, что фаза дальнейшего выяснения конфликта становится излишней. Тогда можно сразу же продолжить с поиска решения проблемы. Однако может быть и так, что в первом раунде были названы только факты. Ведь одно это уже может занять много времени! Медиаторы не должны в фазе рассказа слишком прерывать поток речи и всегда следить также и за слушателями, для которых длительная невозможность говорить, возможно, будет трудной. Поэтому может оказаться полезным подождать с уточняющими вопросами, выражением чувств и углублением до следующего заседания. Или чувства хотя и были названы, но для выяснения нужно еще проверить некоторые места и задать вопросы. Потом следует провести фазу выяснения конфликта, чтобы сделать конфликт более ясным и больше углубиться в него.
----------------------------

Выяснение общности и различий

Когда все представили свои точки зрения, медиаторы сначала выделяют то, что является общим, чего спорящие, возможно, до этого даже не осознавали. Это общее они могут записать на большом листе бумаги, чтобы это было хорошо видно.
----------------------------

Ответ

Если рассказчику больше нечего добавить, наступает очередь следующего. Он может еще раз начать с самого начала или начать с реакции на то, что услышал, прежде чем приступить к связному изложению своего видения положения вещей. Ответ может быть адресован непосредственно тому лицу, о котором идет речь, если это происходит не в оскорбительной форме. Медиаторы помогают при этом непосредственном общении.
----------------------------

Точка зрения каждой отдельной стороны конфликта

Как правило, медиаторы сначала предоставляют слово тому, кто выступил с инициативой и обратился с проблемой к медиаторам. Если же другая сторона конфликта очень возбуждена и нетерпелива, то лучше дать ей выступить первой, потому что в таком состоянии она едва ли сможет слушать противную сторону в течение продолжительного времени. Другой вариант состоит в том, чтобы сначала предоставить слово более слабой стороне, чтобы она не была с самого начала подавлена потоком слов более сильной стороны.
----------------------------
Назад 1 2 3 4 5 6 Вперед