Идеологические основы обеспечения единого правового пространства Российской Федерации

Одним из основополагающих компонентов функционирования единого правового пространства Российской Федерации в целом и системы российского законодательства, в частности, является наличие четко обозначенного контура политикоправового идеала правотворчества. Несмотря на то, что приоритетным направлением в законодательстве является строительство российского государства как правового, формирование развитого гражданского общества, придание личности, ее правам и свободам статуса первоочередной ценности, представляется, что на данном этапе развития российской государственности наша страна лишена четко выраженного политико-правового идеала законодательства.
Анализ идеологических основ обеспечения единого правового пространства на современном этапе свидетельствует об очевидности возрождающегося национального самосознания, при этом очевидной становится проблема определения содержания общенациональной идеи государства [3, с. 5]. Исследование современного состояния Российского государства отчетливо показывает, что Россия не может механически перенести на свою почву политический, экономический и идеологический опыт западных стран. Одним из дестабилизирующих элементов этой идеи могут стать провозглашаемые, в том числе и в юридической науке, взгляды относительно того, что общенациональная идея должна быть основана на принципах державности, православия, самобытности российского народа. Опасность такого подхода очевидна, поскольку в условиях многонациональной, многоконфессиональной России с серьезными этнополитическими различиями объединять население на основе порой чуждых ему понятий, очевидно, неправомерно [2].
1. Исходя из сложности рассматриваемой дефиниции, стоит определить, что понимать под политико-правовым идеалом. С учетом того, что словарь определяет «идеал» как «образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений», можно предположить, что политико-правовой идеал будет представлять совокупность идей, воплощающих ценность правовых норм как для законодателя, так и для рядового гражданина. Идеал, по определению, предполагает сочетание несочетаемого, учета пожеланий и интересов всех участников правоотношений независимо от их активности или пассивности в реализации этих правоотношений, от степени участия их в правовом регулировании общественных отношений. Видимо, поэтому политикоправовой идеал ассоциируется с целью, к которой стремится законодатель в процессе формирования законодательства.
2. Существенным недостатком современного российского правотворчества является наличие множества идей, не составляющих системное един ство, но претендующих, в той или иной степени, на политико-правовой идеал. На наш взгляд, к наиболее значимым концепциям, претендующим на политико-правовой идеал, относятся: приоритет человеческой личности с ее правами и свободами, формирование гражданского общества, реализация законодательно закрепленных принципов становления правового государства в России, создание механизма обеспечения безопасности личности, общества и государства.
3. Настойчивая необходимость выработки такого идеала подтверждается проблематичностью законотворческой работы на обоих уровнях системы законодательства Российской Федерации: и на федеральном, и на региональном.
На федеральном уровне это прослеживается в преимущественно бессистемном законотворчестве с очевидными «метаниями» как по отраслям права, так и по характеру закрепляемых, зачастую противоречивых правовых норм. На региональном уровне подобная ситуация приводит к преимущественно бездумному копированию норм федеральных нормативных правовых актов, что нередко представляется необоснованным. Отсутствие приоритетов внутренней и внешней политики государства приводит к законодательствованию без всяких идеалов, прикрываясь официальной первостепенностью прав и интересов человека и гражданина. Это несоответствие представляется одной из причин нарушения единого правового пространства государства на федеральном уровне, поскольку единство правового пространства должно быть подтверждено единством идеала государственноправового развития общества, что возможно лишь при определении высшей цели государственной деятельности. При этом должно быть не формальное законодательное закрепление этого идеала, как это имеет место в главе 2 Конституции РФ, а наполненное реальными гарантиями претворения законодательных положений в жизнь состояние.
Единое правовое пространство должно быть согласованным и непротиворечивым, что проявляется во внутреннем единстве правового пространства, которое обусловлено, в том числе, и единством политико-правового идеала. В советский период такое единство представлялось цементирующим элементом единого правового пространства, в настоящее время при идеологическом многообразии и плюрализме говорить об организующей роли идеологии не приходится. Тем не менее, очевидно, что все предыдущее развитие страны наложило определенный отпечаток на правосознание и мировосприятие населения. По-видимому, в такой преемственности, основанной на особенностях развития России, связанных с сильной централизованной властью, национальнотерриториальными отличиями, специфическим соотношением общества и государства, менталитетом народа, дезорганизацией, постоянным поиском национальной идеи и т.д., и следует искать контуры политико-правового идеала, столь необходимого в современном российском обществе.
Обозначая поиск политико-правового идеала современного российского законодательства как основы единого правового пространства РФ, хотелось бы отметить, что в ходе исторического процесса менялись не только формы индивидуальноправового регулирования, механизмы и правовые режимы того или иного государства, но и сами объекты правового регулирования. При этом оценка состояния единого правового пространства предполагала не только рассмотрение нормативноправового массива в точно фиксированный исторический момент, но и понимание обусловленности современного состояния правовой системы особенностями исторического развития, а также прогнозирование перспектив развития государства и общества. Таким образом, четко обозначенный политико-правовой идеал позволяет определить основные направления деятельности государства не только в настоящем, но и в будущем, что, повидимому, положительно скажется на качестве правотворчества, поскольку не будет необходимости в спешке принимать все новые и новые нормативные правовые акты, которые при этом, несомненно, потеряют как в качестве, так и в глубине проработанности основных положений [1, с. 28].
4. Не утрачивая основ преемственности с одной стороны, с другой – выработка политикоправового идеала российского законодательства немыслима без учета процессов унификации и определенной нивелировки в ходе создания законодательства мирового. Коренные изменения во всех сферах жизни общества формируют новые, доселе неизвестные явления, основанные на ломке политико-правовых устоев, стирании государственных границ в пользу глобальных структур. Указанные процессы, несомненно, основаны на характеристике права как всеобщей меры. Не случайно большинство государств конституционно закрепило приведение национального законодательства в соответствие с международными правовыми нормами, которые связаны преимущественно с общечеловеческими стандартами прав и свобод человека. Для современного мира характерны глобализация и унификация социального пространства, в результате чего человечество превращается в единое органическое целое, а, следовательно, требует единых норм правового регулирования. Стремление к решению указанных проблем и защита прав и свобод человека приводит к появлению международного общечеловеческого гуманитарного права, призванного отражать и защищать общечеловеческие ценности, а также защищать личность и утверждать ее как самобытное и неповторимое явление. По-видимому, основываясь на этих международных началах, Российская Федерация и закрепила конституционно в качестве политико-правового идеала законодательства приоритет личности, ее прав и свобод.
Не отрицая всей важности и фундаментальности указанного идеала, хотелось бы обратить внимание на следующее. Российское законодательство на современном этапе его развития представляет собой громоздкую, достаточно тяжеловесную, не всегда планомерно продуманную систему нормативных правовых актов, которые зачастую противоречат друг другу, причем даже на одном уровне правового регулирования. Более того, эти нормативные правовые акты, исходя из единого политико-правового идеала, приходят к разным, а нередко и взаимоисключающим результатам. Все это порождает неверие в право не только со стороны населения, но и тех должностных лиц, которые по роду своей деятельности должны не только соблюдать, но и применять нормы права. Слишком велик сегодня разрыв между тем, что закреплено в нормативных правовых актах, и тем, как они реализуются, поскольку закон пытаются знать для того, чтобы его обходить. Очевидно, что нельзя назвать подобную форму правового регулирования идеальной или образцовой.
5. Для оптимизации создания образа политико-правового идеала необходимо не только законодательно закрепить правильные положения относительно роли личности в современном государстве, наилучшей формы государственности – правового государства, основанного на развитом гражданском обществе, заботы и обеспечении безопасности общества, личности и государства, но и приблизить этот идеал к человеку, сделать политико-правовой идеал законодательства составной частью правосознания граждан, воссоздать веру человека в норму права, приблизить право к населе
нию. Дополнить веру российских граждан в политико-правовые идеалы законодательства можно с учетом правовой памяти, вбирающей постоянный поиск национальной идеи, менталитет народа, особенности национально-государственного устройства России и т.д.
Понятие политико-правового идеала законодательства представляется как явление сложное,
многоаспектное, многослойное, включающее в себя и формально-юридическую основу, воплощающуюся в формальном выражении права, и идеальную составляющую, связанную с созданием совершенного, недосягаемого, и функциональную часть, основанную на реализации деятельности в сфере управления обществом и государством. Поскольку политико-правовой идеал является абстрактным явлением, а совершенное создать невозможно, то, видимо, поиск такого идеала – процесс бесконечный, так как конечный процесс по определению не является идеальным.

Литература
1. Азизова В.Т. Роль обеспечения единства правового пространства Российской Федерации как фактор укрепления ее национальной безопасности // Вестник ДГУ. 2013. №2.
2. Джамалова Э.К. Правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи // Юридический вестник ДГУ. 2013. №2.
3. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник ДГУ. 2013. №2.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.