Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры

Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает правовое воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания. Правовое просвещение было актуально во все времена, но особое значение оно приобретает сегодня, когда наше общество и государство находятся на пути формирования демократических институтов, гражданского общества и, как конечной цели, – построения правового государства.
Как известно, правосознание является одной из форм общественного сознания, представляющей собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Правовая психология, как элемент правосознания, формируется в результате повседневной человеческой практики, а его содержанием выступают чувства, эмоции, переживания и стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. «…Вопиющая несправедливость одной части законов вызвала в нем презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нем в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно, точно так же поступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени…» [1, с. 251]. Эта характеристика, отражающая уровень правосознания и правовой культуры россиян и сегодня, была дана русской действительности еще в середине ХIХ столетия ныне не модным и не популярным, но не ставшим от этого менее выдающимся русским мыслителем А.И. Герценом.
Как предостерегают теоретики права, не следует думать, что правовая психология играет в структуре правосознания второстепенную роль [2, с. 612]. Окружающая действительность с ее чудовищной социальной несправедливостью, чиновничий произвол и порочная правоприменительная практика, с которыми сталкиваются граждане в своей повседневной жизни, влияют гораздо более эффективно на формирование правосознания людей и сводят на нет все усилия, направленные на повышение правовой культуры населения. Особо пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры пустые декларации и демагогические заявления политических деятелей разного уровня. Невозможно воспитать у человека уважение к ценностям, отсутствующим в сознании и деятельности людей публичных и властьимущих. Это
– аксиома.
Отрицательно влияет на формирование правовой культуры и отсутствие у государства другой составляющей правосознания – четкой правовой идеологии, которая должна отражать правовую реальность. Отсутствие четко обозначенной правовой доктрины государства позволяет правовой психологии доминировать в процессе формирования правосознания. Как известно, сознание не терпит пустоты и, если государство не будет формировать на основе своей идеологии правосознание граждан, то другая система взглядов его заполнит. Как говорится «свято место пусто не бывает». И тогда перевоспитывать людей, изменить сформировавшееся мировоззрение и мироощущение будет гораздо сложнее. Поэтому государство не может жить без ясной и осмысленной национальной идеологии, которая должна стать объединяющей для всех граждан страны, а не разъединять их. Очень часто сегодня можно услышать от наших политиков самого высокого ранга, что Россия страна православная и национальной идеей должны стать христианские ценности. Но Россия не является моноконфессиональным государством. А как же быть неправославным? креститься? Таким образом, «весьма важной задачей на сегодняшний день для России, как многонационального и многоконфессионального государства, является выработка правовых ценностей, общих для всех россиян, создание общей национальной идеи...» [3, с. 15].
Переориентация духовных ценностей в нашей стране привела к бездуховности: количество храмов и верующих увеличивается, а сострадания и милосердия становится все меньше. Идет духовное и нравственное не перерождение, а вырождение. Из лексикона людей исчезают такие слова, как справедливость, нравственность, на смену им приходят другие, такие как успешность, эффективность, предприимчивость. Не важно, как и каким путем человек добился успеха, главное – результат. Украл кусок хлеба на пропитание – все презирают. Украл десяток миллионов – все завидуют. Чем больше украл, тем больше и уважения. Именно в таком векторе меняются нравственные ценности.
Идеалы и кумиры, на которых выросли и воспитывались многие поколения советских людей, низвергнуты. С кого брать пример молодым россиянам: с родителей – «строителей коммунизма», с Зои Космодемьянской – «террористки», Олега Кошевого – «предателя» или с Павки Корчагина – «участника октябрьского переворота»? Главное средство массовой информации – телевидение забито всевозможными шоу и нет места для воспитательных передач.
Таким образом, существует множество серьезных проблем, препятствующих формированию правовой культуры в нашей стране. Это и правовая безграмотность населения, и противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, и недоверие к власти, и, самое главное, – отсутствие ясно выраженной правовой идеологии у государства. Следствием всего этого является правовой нигилизм и отрицание нравственных принципов. А для решения этих проблем необходима целенаправленная и взвешенная политика государства в данной сфере.
Правовую культуру надо рассматривать не отдельно от общей культуры, так как она является ее составной частью, а в контексте повышения культуры в целом. Особое внимание при этом, на наш взгляд, необходимо уделять взаимодействию правовой и нравственной культуры, а правовое воспитание осуществлять в тесной связи с воспитанием политическим. Так как основным средством правового воспитания является правовое обучение, особое внимание необходимо уделять в образовательных учреждениях изучению правовых дисциплин.

Литература
1. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч.: в 30 т. Т.7. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
2. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М.: Юристъ, 2000.
3. Джамалова Э.К. правовая культура народов Дагестана в контексте национальной идеи // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.