Институт мониторинга права как инструмент государственного управления

В настоящее время мониторинг законодательства и правоприменительной практики является эффективным самостоятельным инструментом государственного управления, вследствие чего необходимо привлечение значительного внимания к его правовому, научному, кадровому обеспечению, а также к созданию единой информационнотехнологической основы для его надлежащего применения. Очевидно, что из перечисленных обеспечивающих факторов наибольшее значение имеет правовой [1, c. 486].
На сегодняшний день, в современной юридической науке отсутствует единая позиция ученых-юристов по вопросу определения понятия «правовой мониторинг». Кроме того, для обозначения данного понятия используются такие термины, как «мониторинг законодательства и правоприменительной практики», «мониторинг права», «правовой мониторинг» и другие.
Так, Н.В. Мамитова отмечает, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики – это систематическая, комплексная, в пределах своих конституционных полномочий деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению сбора, обобщения и анализа информации о состоянии законодательства, практики его применения в целях выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов и уровней власти, институтов гражданского общества [2, с. 99].
Ю.А. Тихомиров характеризует правовой мониторинг как «динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования и т.п., про являющийся на всех этапах возникновения и действия права», справедливо отмечая, что мониторинг является «зеркалом того, что проходит в правовой сфере» [3, c. 19].
Вместе с тем, необходимо отметить, что правовой мониторинг – это эффективный инструмент для устранения пробелов и коллизий в законодательстве РФ, планирования и прогнозирования законотворчества, решения проблем правоприменения, который охватывает такие стадии юридической деятельности, как правотворческий и правоприменительный процесс, оценка качества планируемых и действующих нормативных правовых актов.
Институт мониторинга права внедряется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне институт мониторинга права успешно функционирует в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Министерстве юстиции РФ и постепенно внедряется в деятельность иных органов государственной власти. В различных субъектах РФ, в том числе в Республике Дагестан, осуществляется такая деятельность. Так, во многих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты по вопросам правового мониторинга, например, Закон Республики Дагестан от 14 июня 2012 года №37 «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Дагестан».
Однако на основе анализа существующих теоретических позиций и нормативного регулирования правового мониторинга в отдельных субъектах можно сделать вывод об отсутствии единого понимания сути правового мониторинга как механизма обеспечения единого правового пространства, его целей и задач, принципов осуществления. Совершенствование законодательного регулирования порядка проведения правового мониторинга, в частности, предполагает принятие базового федерального закона о правовом мониторинге, в котором должно быть отражено следующее:
• достижение единства в понимании сути правового мониторинга как деятельности заинтересованных субъектов по анализу, оценке, обобщению содержания, формы нормативно-правовых актов и практики их реализации в соответствии с базовыми принципами Конституции Российской Федерации;
• принципы осуществления правового мониторинга нормативных правовых актов следует разделять на базовые, общие и специальные принципы: – к базовым принципам относятся принципы конституционного мировоззрения и гуманитарно-правовой экспертизы; – к общим принципам – разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, иерархичность, гласность, единство органов государственной власти; – к специальным принципам – полнота анализа нормативных правовых актов, достоверность, обоснованность, системность, целенаправленность;
• определение субъектов правового мониторинга как уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, а также научных учреждений, общественных организаций.
• отнесение к объектам правового мониторинга: а) федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, б) нормативных правовых актов субъектов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
• проведение правового мониторинга по схеме: конституционная норма – закон – подзаконный акт – акты реализации правовых норм.
• определение цели и задач проведения правового мониторинга, которыми являются повышение качества принимаемых нормативных правовых актов, совершенствование системы законодательства на основе практики законодательной и правоприменительной деятельности и в конечном итоге обеспечение единства правового пространства: совершенствование содержания нормативных правовых актов; выявление пробельности, противоречивости, коллизий, дублирования нормативных правовых актов; выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов; выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах; обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов [4, c. 19].
Сегодня сложилась объективная необходимость в комплексном, системном подходе к правовому обеспечению института правового мониторинга. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в течение последних лет уделял этому особое внимание. Так, данным органом активно поддерживается и реализуется предложение по принятию базовых для парламента и системообразующих для правовой системы законов: «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации», «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». Как справедливо указывает Т.Я. Хабриева, «Закон о нормативных правовых актах – не панацея от всех «болезней» правотворчества, но очевидно, что без него не будет заметного прогресса в законодательном освоении конституционных ценностей и норм. Его принятие позволит решить задачи обеспечения системности, стабильности и предсказуемости нормотворческой деятельности, гармонизации законодательных и международно-правовых актов, совершенствования правоприменительной практики, использования современных юридических технологий».
Как представляется, принятие закона о Федеральном Собрании РФ позволит полнее раскрыть природу парламента России как законодательного и представительного органа, осуществить правовое регламентирование его функций. Такие законы приняты и действуют во Франции, Канаде, Казахстане и других государствах, где правовой статус парламента закреплен отдельным нормативным правовым актом.
Не меньшее значение для создания системы мониторинга имеет кадровое обеспечение ее функционирования. Если ранее высказывались рекомендации о необходимости юридического образования для участников законотворческой деятельности, то сегодня ставится вопрос о специальном виде профессиональной подготовки. Колоссальное значение будет иметь введение новых дисциплин в программы гуманитарных вузов, направленных не столько на подготовку узких специалистов по мониторингу, сколько на воспитание поколения юристов, политологов, философов с новым взглядом на роль государства, гражданского общества и закона.
В связи с этим в рамках обеспечения правового мониторинга большое внимание необходимо уделять привлечению работающих на постоянной основе экспертов в рассматриваемой сфере и иных отраслях. Для этого необходимо использовать потенциал ведущих высших учебных заведений юридического профиля, как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, например, при Дагестанском государственном университете в Республике Дагестан успешно функционирует и действует Центр регионального законодательства. Бесспорно, что это весомый вклад в укрепление единого правового пространства России и именно в этом аспекте представляется целесообразным более тесное сотрудничество и взаимодействие, реализация всего потенциала Центра регионального законодательства в законотворческом процессе с пар ламентом Республики Дагестан и субъектами Северо-Кавказского федерального округа РФ.
Несомненно, осуществляя деятельность по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, совершенствуя законодательство, повышая качество принимаемых законов и их практическую реализацию, повышается и уровень жизни граждан России и российского общества в целом, на это и направлено, в конечном счете, все действующее законодательство.
Стабильность Конституции РФ во многом зависит от того, насколько успешно и полно осуществляется конституционализация законодательства – продолжающийся процесс освоения конституционных ценностей и норм [5, c. 173]. И особую роль в этом процессе играет институт мониторинга права как эффективный инструмент в сфере обеспечения единства правового пространства России.

Литература
1. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2010.
2. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
3. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. канд. юрид. наук, доцента Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
4. Там же.
5. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного закона России): монография / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ИД «Юриспруденция, 2014.

Источник: Ш.Б. МАГОМЕДОВ, М.М. МАГОМЕДОВ, М.Г. ЯХЬЯЕВА

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.