Институт мониторинга права как инструмент государственного управления
В настоящее время мониторинг законодательства и правоприменительной практики является эффективным самостоятельным инструментом государственного управления, вследствие чего необходимо привлечение значительного внимания к его правовому, научному, кадровому обеспечению, а также к созданию единой информационнотехнологической основы для его надлежащего применения. Очевидно, что из перечисленных обеспечивающих факторов наибольшее значение имеет правовой [1, c. 486].
На сегодняшний день, в современной юридической науке отсутствует единая позиция ученых-юристов по вопросу определения понятия «правовой мониторинг». Кроме того, для обозначения данного понятия используются такие термины, как «мониторинг законодательства и правоприменительной практики», «мониторинг права», «правовой мониторинг» и другие.
Так, Н.В. Мамитова отмечает, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики – это систематическая, комплексная, в пределах своих конституционных полномочий деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению сбора, обобщения и анализа информации о состоянии законодательства, практики его применения в целях выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов и уровней власти, институтов гражданского общества [2, с. 99].
Ю.А. Тихомиров характеризует правовой мониторинг как «динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования и т.п., про являющийся на всех этапах возникновения и действия права», справедливо отмечая, что мониторинг является «зеркалом того, что проходит в правовой сфере» [3, c. 19].
Вместе с тем, необходимо отметить, что правовой мониторинг – это эффективный инструмент для устранения пробелов и коллизий в законодательстве РФ, планирования и прогнозирования законотворчества, решения проблем правоприменения, который охватывает такие стадии юридической деятельности, как правотворческий и правоприменительный процесс, оценка качества планируемых и действующих нормативных правовых актов.
Институт мониторинга права внедряется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне институт мониторинга права успешно функционирует в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Министерстве юстиции РФ и постепенно внедряется в деятельность иных органов государственной власти. В различных субъектах РФ, в том числе в Республике Дагестан, осуществляется такая деятельность. Так, во многих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты по вопросам правового мониторинга, например, Закон Республики Дагестан от 14 июня 2012 года №37 «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Дагестан».
Однако на основе анализа существующих теоретических позиций и нормативного регулирования правового мониторинга в отдельных субъектах можно сделать вывод об отсутствии единого понимания сути правового мониторинга как механизма обеспечения единого правового пространства, его целей и задач, принципов осуществления. Совершенствование законодательного регулирования порядка проведения правового мониторинга, в частности, предполагает принятие базового федерального закона о правовом мониторинге, в котором должно быть отражено следующее:
• достижение единства в понимании сути правового мониторинга как деятельности заинтересованных субъектов по анализу, оценке, обобщению содержания, формы нормативно-правовых актов и практики их реализации в соответствии с базовыми принципами Конституции Российской Федерации;
• принципы осуществления правового мониторинга нормативных правовых актов следует разделять на базовые, общие и специальные принципы: – к базовым принципам относятся принципы конституционного мировоззрения и гуманитарно-правовой экспертизы; – к общим принципам – разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, иерархичность, гласность, единство органов государственной власти; – к специальным принципам – полнота анализа нормативных правовых актов, достоверность, обоснованность, системность, целенаправленность;
• определение субъектов правового мониторинга как уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, а также научных учреждений, общественных организаций.
• отнесение к объектам правового мониторинга: а) федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, б) нормативных правовых актов субъектов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
• проведение правового мониторинга по схеме: конституционная норма – закон – подзаконный акт – акты реализации правовых норм.
• определение цели и задач проведения правового мониторинга, которыми являются повышение качества принимаемых нормативных правовых актов, совершенствование системы законодательства на основе практики законодательной и правоприменительной деятельности и в конечном итоге обеспечение единства правового пространства: совершенствование содержания нормативных правовых актов; выявление пробельности, противоречивости, коллизий, дублирования нормативных правовых актов; выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов; выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах; обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов [4, c. 19].
Сегодня сложилась объективная необходимость в комплексном, системном подходе к правовому обеспечению института правового мониторинга. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в течение последних лет уделял этому особое внимание. Так, данным органом активно поддерживается и реализуется предложение по принятию базовых для парламента и системообразующих для правовой системы законов: «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации», «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». Как справедливо указывает Т.Я. Хабриева, «Закон о нормативных правовых актах – не панацея от всех «болезней» правотворчества, но очевидно, что без него не будет заметного прогресса в законодательном освоении конституционных ценностей и норм. Его принятие позволит решить задачи обеспечения системности, стабильности и предсказуемости нормотворческой деятельности, гармонизации законодательных и международно-правовых актов, совершенствования правоприменительной практики, использования современных юридических технологий».
Как представляется, принятие закона о Федеральном Собрании РФ позволит полнее раскрыть природу парламента России как законодательного и представительного органа, осуществить правовое регламентирование его функций. Такие законы приняты и действуют во Франции, Канаде, Казахстане и других государствах, где правовой статус парламента закреплен отдельным нормативным правовым актом.
Не меньшее значение для создания системы мониторинга имеет кадровое обеспечение ее функционирования. Если ранее высказывались рекомендации о необходимости юридического образования для участников законотворческой деятельности, то сегодня ставится вопрос о специальном виде профессиональной подготовки. Колоссальное значение будет иметь введение новых дисциплин в программы гуманитарных вузов, направленных не столько на подготовку узких специалистов по мониторингу, сколько на воспитание поколения юристов, политологов, философов с новым взглядом на роль государства, гражданского общества и закона.
В связи с этим в рамках обеспечения правового мониторинга большое внимание необходимо уделять привлечению работающих на постоянной основе экспертов в рассматриваемой сфере и иных отраслях. Для этого необходимо использовать потенциал ведущих высших учебных заведений юридического профиля, как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, например, при Дагестанском государственном университете в Республике Дагестан успешно функционирует и действует Центр регионального законодательства. Бесспорно, что это весомый вклад в укрепление единого правового пространства России и именно в этом аспекте представляется целесообразным более тесное сотрудничество и взаимодействие, реализация всего потенциала Центра регионального законодательства в законотворческом процессе с пар ламентом Республики Дагестан и субъектами Северо-Кавказского федерального округа РФ.
Несомненно, осуществляя деятельность по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, совершенствуя законодательство, повышая качество принимаемых законов и их практическую реализацию, повышается и уровень жизни граждан России и российского общества в целом, на это и направлено, в конечном счете, все действующее законодательство.
Стабильность Конституции РФ во многом зависит от того, насколько успешно и полно осуществляется конституционализация законодательства – продолжающийся процесс освоения конституционных ценностей и норм [5, c. 173]. И особую роль в этом процессе играет институт мониторинга права как эффективный инструмент в сфере обеспечения единства правового пространства России.
Литература
1. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2010.
2. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
3. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. канд. юрид. наук, доцента Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
4. Там же.
5. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного закона России): монография / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ИД «Юриспруденция, 2014.
На сегодняшний день, в современной юридической науке отсутствует единая позиция ученых-юристов по вопросу определения понятия «правовой мониторинг». Кроме того, для обозначения данного понятия используются такие термины, как «мониторинг законодательства и правоприменительной практики», «мониторинг права», «правовой мониторинг» и другие.
Так, Н.В. Мамитова отмечает, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики – это систематическая, комплексная, в пределах своих конституционных полномочий деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению сбора, обобщения и анализа информации о состоянии законодательства, практики его применения в целях выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов и уровней власти, институтов гражданского общества [2, с. 99].
Ю.А. Тихомиров характеризует правовой мониторинг как «динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования и т.п., про являющийся на всех этапах возникновения и действия права», справедливо отмечая, что мониторинг является «зеркалом того, что проходит в правовой сфере» [3, c. 19].
Вместе с тем, необходимо отметить, что правовой мониторинг – это эффективный инструмент для устранения пробелов и коллизий в законодательстве РФ, планирования и прогнозирования законотворчества, решения проблем правоприменения, который охватывает такие стадии юридической деятельности, как правотворческий и правоприменительный процесс, оценка качества планируемых и действующих нормативных правовых актов.
Институт мониторинга права внедряется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне институт мониторинга права успешно функционирует в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Министерстве юстиции РФ и постепенно внедряется в деятельность иных органов государственной власти. В различных субъектах РФ, в том числе в Республике Дагестан, осуществляется такая деятельность. Так, во многих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты по вопросам правового мониторинга, например, Закон Республики Дагестан от 14 июня 2012 года №37 «О мониторинге нормативных правовых актов Республики Дагестан».
Однако на основе анализа существующих теоретических позиций и нормативного регулирования правового мониторинга в отдельных субъектах можно сделать вывод об отсутствии единого понимания сути правового мониторинга как механизма обеспечения единого правового пространства, его целей и задач, принципов осуществления. Совершенствование законодательного регулирования порядка проведения правового мониторинга, в частности, предполагает принятие базового федерального закона о правовом мониторинге, в котором должно быть отражено следующее:
• достижение единства в понимании сути правового мониторинга как деятельности заинтересованных субъектов по анализу, оценке, обобщению содержания, формы нормативно-правовых актов и практики их реализации в соответствии с базовыми принципами Конституции Российской Федерации;
• принципы осуществления правового мониторинга нормативных правовых актов следует разделять на базовые, общие и специальные принципы: – к базовым принципам относятся принципы конституционного мировоззрения и гуманитарно-правовой экспертизы; – к общим принципам – разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, иерархичность, гласность, единство органов государственной власти; – к специальным принципам – полнота анализа нормативных правовых актов, достоверность, обоснованность, системность, целенаправленность;
• определение субъектов правового мониторинга как уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, а также научных учреждений, общественных организаций.
• отнесение к объектам правового мониторинга: а) федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, б) нормативных правовых актов субъектов, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
• проведение правового мониторинга по схеме: конституционная норма – закон – подзаконный акт – акты реализации правовых норм.
• определение цели и задач проведения правового мониторинга, которыми являются повышение качества принимаемых нормативных правовых актов, совершенствование системы законодательства на основе практики законодательной и правоприменительной деятельности и в конечном итоге обеспечение единства правового пространства: совершенствование содержания нормативных правовых актов; выявление пробельности, противоречивости, коллизий, дублирования нормативных правовых актов; выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов; выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах; обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов [4, c. 19].
Сегодня сложилась объективная необходимость в комплексном, системном подходе к правовому обеспечению института правового мониторинга. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в течение последних лет уделял этому особое внимание. Так, данным органом активно поддерживается и реализуется предложение по принятию базовых для парламента и системообразующих для правовой системы законов: «О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации», «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов». Как справедливо указывает Т.Я. Хабриева, «Закон о нормативных правовых актах – не панацея от всех «болезней» правотворчества, но очевидно, что без него не будет заметного прогресса в законодательном освоении конституционных ценностей и норм. Его принятие позволит решить задачи обеспечения системности, стабильности и предсказуемости нормотворческой деятельности, гармонизации законодательных и международно-правовых актов, совершенствования правоприменительной практики, использования современных юридических технологий».
Как представляется, принятие закона о Федеральном Собрании РФ позволит полнее раскрыть природу парламента России как законодательного и представительного органа, осуществить правовое регламентирование его функций. Такие законы приняты и действуют во Франции, Канаде, Казахстане и других государствах, где правовой статус парламента закреплен отдельным нормативным правовым актом.
Не меньшее значение для создания системы мониторинга имеет кадровое обеспечение ее функционирования. Если ранее высказывались рекомендации о необходимости юридического образования для участников законотворческой деятельности, то сегодня ставится вопрос о специальном виде профессиональной подготовки. Колоссальное значение будет иметь введение новых дисциплин в программы гуманитарных вузов, направленных не столько на подготовку узких специалистов по мониторингу, сколько на воспитание поколения юристов, политологов, философов с новым взглядом на роль государства, гражданского общества и закона.
В связи с этим в рамках обеспечения правового мониторинга большое внимание необходимо уделять привлечению работающих на постоянной основе экспертов в рассматриваемой сфере и иных отраслях. Для этого необходимо использовать потенциал ведущих высших учебных заведений юридического профиля, как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, например, при Дагестанском государственном университете в Республике Дагестан успешно функционирует и действует Центр регионального законодательства. Бесспорно, что это весомый вклад в укрепление единого правового пространства России и именно в этом аспекте представляется целесообразным более тесное сотрудничество и взаимодействие, реализация всего потенциала Центра регионального законодательства в законотворческом процессе с пар ламентом Республики Дагестан и субъектами Северо-Кавказского федерального округа РФ.
Несомненно, осуществляя деятельность по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, совершенствуя законодательство, повышая качество принимаемых законов и их практическую реализацию, повышается и уровень жизни граждан России и российского общества в целом, на это и направлено, в конечном счете, все действующее законодательство.
Стабильность Конституции РФ во многом зависит от того, насколько успешно и полно осуществляется конституционализация законодательства – продолжающийся процесс освоения конституционных ценностей и норм [5, c. 173]. И особую роль в этом процессе играет институт мониторинга права как эффективный инструмент в сфере обеспечения единства правового пространства России.
Литература
1. О состоянии законодательства в Российской Федерации: доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 года / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2010.
2. Мамитова Н.В. Правовая экспертиза российского законодательства: учеб.-практ. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
3. Обеспечение единого правового пространства Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства: отчет о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / под ред. канд. юрид. наук, доцента Д.Ш. Пирбудаговой. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
4. Там же.
5. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного закона России): монография / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ИД «Юриспруденция, 2014.
Источник: Ш.Б. МАГОМЕДОВ, М.М. МАГОМЕДОВ, М.Г. ЯХЬЯЕВА
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.