Пути предупреждения проявлений экстремизма среди молодежи

Для многонациональной и поликонфессиональной России распространение экстремизма, составными элементами которого выступают национализм и фашизм, религиозная нетерпимость и ксенофобия, является очевидной угрозой ее национальной безопасности. В первую очередь названные факторы влияют на молодежь, так как именно она является наиболее активной частью населения. Феномен распространения экстремизма среди молодежи в настоящее время становится предметом исследования в научных кругах в связи с его нарастающей угрозой. Уже сегодня проблема распространения экстремистской идеологии среди российской молодежи наиболее остро стоит в республиках Северного Кавказа, в частности, в Республике Дагестан. Особую озабоченность вызывает религиозная радикализация молодежи.
В литературе под молодежным экстремизмом понимается явление общественной жизни молодежи (взгляды, поведение), обладающей специфическими социально-психологическими аномалиями, сформированное на базе религиозных, поли тических, националистических и иных концепций, характеризующееся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, направленное на коренные изменения сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах преимущественно противоправными мерами, вплоть до насилия и убийства [1, 2].
Проявляясь в различных формах, молодежный экстремизм характеризуется рядом особенностей: групповым характером осуществляемой экстремистской деятельности, значительной сниженностью контрольных функций сознания в силу как именно коллективных действий и ценностей (например, стремление к созданию тоталитарного общества, основанного на подчинение), так и возраста. Причины возникновения экстремизма различны: пожалуй, нет ни одной сферы жизнедеятельности общества, где не мог бы обосноваться и укорениться экстремизм. При этом имманентно связанный с общественными процессами и явлениями он может находиться в «спящем режиме» достаточно долго. И лишь при создании «благоприятных условий» он превращается в реальную угрозу.
История России и зарубежных стран свидетельствует о том, что активизация проявлений экстремизма приходится на периоды социальных и экономических потрясений, происходящих в обще стве, которые, в первую очередь, негативно сказываются на молодежи.
В этой связи профилактика экстремизма в молодежной среде имеет первостепенное значение, поскольку при отсутствии эффективной системы противодействия молодежный экстремизм будет иметь глобальные негативные тенденции.
Следует подчеркнуть, что основные принципы идеологии экстремизма проникают в Российскую Федерацию из зарубежных стран, в том числе в результате посещений иностранных граждан с образовательными, религиозными миссиями. При этом законодательство ряда субъектов Российской Федерации допускает осуществление миссионерской деятельности в высших, средних специальных, средних общеобразовательных учебных заведениях, а также в детских дошкольных учреждениях [3, 4, 5]. Но, как показывает практика, вышеуказанная миссионерская деятельность зачастую сопровождается распространением идей с экстремистской окраской [6]. В связи с этим было бы оправданным введение обязательного лицензирования деятельности иностранных миссионеров, прибывающих в Россию для распространения религиозных учений, с указанием конкретного региона и ограничением максимального срока пребывания в стране; необходимо также предусмотреть выдачу разрешения на открытие в России образовательных учреждений организациям лишь тех стран, с которыми имеется межгосударственный договор о сотрудничестве в сфере образования.
Следующим элементом противодействия экстремизму в молодежной среде должно стать системное предупредительное воздействие со стороны всех субъектов профилактики правонарушений экстремистской направленности среди молодежи [7, c. 106]. Представляется, что соответствующих результатов можно достичь путем принятия и реализации организационно-правовых мер, направленных на противодействие распространению экстремизма в молодежной среде в субъектах РФ, в рамках которых должны быть предусмотрены конкретные, наполненные содержанием формы взаимодействия и координации деятельности различных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с населением, включая общественные институты.
Обеспечение взаимодействие, включая сотрудничество, позволит создать и практически реализовать поэтапные региональные системы социального контроля и противодействия молодежному экстремизму; совершенствовать специальную базу данных, правоохранительным органам вести учет потенциальных экстремистов (лиц, разделяющих взгляды экстремистской направленности); получать сведения о готовящихся противоправных акциях и т.п. Для участковых уполномоченных такая информация может стать основой исполнения требований вести учет членов молодежных объединений экстремистской направленности. Выше обозначенный опыт взаимодействия и сотрудничества успешно применяется в ряде зарубежных стран [8].
Кроме того, должен быть предусмотрен и ряд профилактических мер, направленных на формирование правового сознания и толерантности.
В рамках нравственно-воспитательных мер необходимо выработать отрицательное общественное мнение относительно общественных организаций экстремистского толка, хотя отдельные исследователи отмечают, что чрезмерная информация о вреде экстремизма может вызвать обратный эффект, а именно пробудить у молодежи интерес к указанной деятельности [9]. Представляется, что в целях выработки отрицательного отношения к экстремистской идеологии следует использовать профилактический опыт советов старейшин, сельских сходов, мнения аксакалов (старейшин) рода и др. Большая роль в антиэкстремистской пропаганде должна отводиться воспитанию в семье.
Однако, как и большинство ученыхюристов [10, с. 42], считаем, что ключевая роль в антиэкстремистской идеологической и пропагандистской работе принадлежит образовательным учреждениям. Так, необходимо включение в образовательные программы школ, лицеев, гимназий, профессиональных учебных заведений специальных дисциплин, направленных на повсеместное проведение пропаганды правовых знаний и навыков у населения для противодействия экстремистской идеологии; формирование через средства массовой информации позитивно-толерантного отношения к представителям других национальных, религиозных и социальных групп; формирование, в первую очередь в молодежной среде, патриотического сознания и ответственной гражданской позиции; создание на базе высших учебных заведений экспертного центра (возможно при университетских юридических клиниках), оказывающего правовую помощь правоохранительным структурам субъекта РФ в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма; введение специального курса «Основы противодействия экстремизму и терроризму» в учебный процесс юридических вузов субъектов РФ, посвященного правовым и организационным основам противодействия экстремистской деятельности и терроризму; совершенствование и усиление работы внешкольных учреждений, возрождение деятельности молодежных организаций, учреждений; обеспечение финансовой и организационной поддержки деятельности подростковых и молодежных клубов по месту жительства, а также обеспечение организации оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей для молодежи.
Представляется, что реализация указанных мероприятий позволит создать прочную идеологическую основу противодействия распространению этого сложного и опасного социальнополитического явления среди молодежи.

Литература
1. Кочергин Р.О. Противодействие молодежному экстремизму: правовые и криминологические проблемы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
2. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в России.
3. О миссионерской деятельности на территории Белгородской области: закон Белгородской области от 19 марта 2001 г. № 132: в ред. от 3 мая 2011 г. Ч. 5, ст. 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О миссионерской деятельности на территории Курской области: закон Курской области от 18 июня 2004 г. №23-ЗКО: в ред. от 14 сент. 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О миссионерской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания: закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 дек. 2004 г. №38-РЗ: в ред. от 15 окт. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России»: постановление ГД ФС РФ от 15 дек. 1996 г. №918-II ГД. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Магомедов Ш.Б., Зиядова Д.З. К вопросу о некоторых мерах противодействия экстремизму среди молодежи в Республике Дагестан // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.
8. Пирбудагова Д.Ш., Габиева С.М. Правовое регулирование и практика противодействия экстремизму в России и за рубежом // Национальная безопасность. 2014. № 6.
9. Will McCants and Clinton Watts. U.S. Strategy for Countering Violent Extremism: An Assessment.
10. Сафонов А.Е. Современное мировое информационное пространство и способы его защиты от идеологии терроризма // материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Т. 1. Материалы пленарных заседаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009.

Источник: Пирбудагова Д.Ш., заведующая кафедрой конституционного и му- ниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, руководитель Центра регио- нального законодательства ДГУ

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.