Пути предупреждения проявлений экстремизма среди молодежи
Для многонациональной и поликонфессиональной России распространение экстремизма, составными элементами которого выступают национализм и фашизм, религиозная нетерпимость и ксенофобия, является очевидной угрозой ее национальной безопасности. В первую очередь названные факторы влияют на молодежь, так как именно она является наиболее активной частью населения. Феномен распространения экстремизма среди молодежи в настоящее время становится предметом исследования в научных кругах в связи с его нарастающей угрозой. Уже сегодня проблема распространения экстремистской идеологии среди российской молодежи наиболее остро стоит в республиках Северного Кавказа, в частности, в Республике Дагестан. Особую озабоченность вызывает религиозная радикализация молодежи.
В литературе под молодежным экстремизмом понимается явление общественной жизни молодежи (взгляды, поведение), обладающей специфическими социально-психологическими аномалиями, сформированное на базе религиозных, поли тических, националистических и иных концепций, характеризующееся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, направленное на коренные изменения сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах преимущественно противоправными мерами, вплоть до насилия и убийства [1, 2].
Проявляясь в различных формах, молодежный экстремизм характеризуется рядом особенностей: групповым характером осуществляемой экстремистской деятельности, значительной сниженностью контрольных функций сознания в силу как именно коллективных действий и ценностей (например, стремление к созданию тоталитарного общества, основанного на подчинение), так и возраста. Причины возникновения экстремизма различны: пожалуй, нет ни одной сферы жизнедеятельности общества, где не мог бы обосноваться и укорениться экстремизм. При этом имманентно связанный с общественными процессами и явлениями он может находиться в «спящем режиме» достаточно долго. И лишь при создании «благоприятных условий» он превращается в реальную угрозу.
История России и зарубежных стран свидетельствует о том, что активизация проявлений экстремизма приходится на периоды социальных и экономических потрясений, происходящих в обще стве, которые, в первую очередь, негативно сказываются на молодежи.
В этой связи профилактика экстремизма в молодежной среде имеет первостепенное значение, поскольку при отсутствии эффективной системы противодействия молодежный экстремизм будет иметь глобальные негативные тенденции.
Следует подчеркнуть, что основные принципы идеологии экстремизма проникают в Российскую Федерацию из зарубежных стран, в том числе в результате посещений иностранных граждан с образовательными, религиозными миссиями. При этом законодательство ряда субъектов Российской Федерации допускает осуществление миссионерской деятельности в высших, средних специальных, средних общеобразовательных учебных заведениях, а также в детских дошкольных учреждениях [3, 4, 5]. Но, как показывает практика, вышеуказанная миссионерская деятельность зачастую сопровождается распространением идей с экстремистской окраской [6]. В связи с этим было бы оправданным введение обязательного лицензирования деятельности иностранных миссионеров, прибывающих в Россию для распространения религиозных учений, с указанием конкретного региона и ограничением максимального срока пребывания в стране; необходимо также предусмотреть выдачу разрешения на открытие в России образовательных учреждений организациям лишь тех стран, с которыми имеется межгосударственный договор о сотрудничестве в сфере образования.
Следующим элементом противодействия экстремизму в молодежной среде должно стать системное предупредительное воздействие со стороны всех субъектов профилактики правонарушений экстремистской направленности среди молодежи [7, c. 106]. Представляется, что соответствующих результатов можно достичь путем принятия и реализации организационно-правовых мер, направленных на противодействие распространению экстремизма в молодежной среде в субъектах РФ, в рамках которых должны быть предусмотрены конкретные, наполненные содержанием формы взаимодействия и координации деятельности различных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с населением, включая общественные институты.
Обеспечение взаимодействие, включая сотрудничество, позволит создать и практически реализовать поэтапные региональные системы социального контроля и противодействия молодежному экстремизму; совершенствовать специальную базу данных, правоохранительным органам вести учет потенциальных экстремистов (лиц, разделяющих взгляды экстремистской направленности); получать сведения о готовящихся противоправных акциях и т.п. Для участковых уполномоченных такая информация может стать основой исполнения требований вести учет членов молодежных объединений экстремистской направленности. Выше обозначенный опыт взаимодействия и сотрудничества успешно применяется в ряде зарубежных стран [8].
Кроме того, должен быть предусмотрен и ряд профилактических мер, направленных на формирование правового сознания и толерантности.
В рамках нравственно-воспитательных мер необходимо выработать отрицательное общественное мнение относительно общественных организаций экстремистского толка, хотя отдельные исследователи отмечают, что чрезмерная информация о вреде экстремизма может вызвать обратный эффект, а именно пробудить у молодежи интерес к указанной деятельности [9]. Представляется, что в целях выработки отрицательного отношения к экстремистской идеологии следует использовать профилактический опыт советов старейшин, сельских сходов, мнения аксакалов (старейшин) рода и др. Большая роль в антиэкстремистской пропаганде должна отводиться воспитанию в семье.
Однако, как и большинство ученыхюристов [10, с. 42], считаем, что ключевая роль в антиэкстремистской идеологической и пропагандистской работе принадлежит образовательным учреждениям. Так, необходимо включение в образовательные программы школ, лицеев, гимназий, профессиональных учебных заведений специальных дисциплин, направленных на повсеместное проведение пропаганды правовых знаний и навыков у населения для противодействия экстремистской идеологии; формирование через средства массовой информации позитивно-толерантного отношения к представителям других национальных, религиозных и социальных групп; формирование, в первую очередь в молодежной среде, патриотического сознания и ответственной гражданской позиции; создание на базе высших учебных заведений экспертного центра (возможно при университетских юридических клиниках), оказывающего правовую помощь правоохранительным структурам субъекта РФ в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма; введение специального курса «Основы противодействия экстремизму и терроризму» в учебный процесс юридических вузов субъектов РФ, посвященного правовым и организационным основам противодействия экстремистской деятельности и терроризму; совершенствование и усиление работы внешкольных учреждений, возрождение деятельности молодежных организаций, учреждений; обеспечение финансовой и организационной поддержки деятельности подростковых и молодежных клубов по месту жительства, а также обеспечение организации оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей для молодежи.
Представляется, что реализация указанных мероприятий позволит создать прочную идеологическую основу противодействия распространению этого сложного и опасного социальнополитического явления среди молодежи.
Литература
1. Кочергин Р.О. Противодействие молодежному экстремизму: правовые и криминологические проблемы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
2. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в России.
3. О миссионерской деятельности на территории Белгородской области: закон Белгородской области от 19 марта 2001 г. № 132: в ред. от 3 мая 2011 г. Ч. 5, ст. 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О миссионерской деятельности на территории Курской области: закон Курской области от 18 июня 2004 г. №23-ЗКО: в ред. от 14 сент. 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О миссионерской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания: закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 дек. 2004 г. №38-РЗ: в ред. от 15 окт. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России»: постановление ГД ФС РФ от 15 дек. 1996 г. №918-II ГД. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Магомедов Ш.Б., Зиядова Д.З. К вопросу о некоторых мерах противодействия экстремизму среди молодежи в Республике Дагестан // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.
8. Пирбудагова Д.Ш., Габиева С.М. Правовое регулирование и практика противодействия экстремизму в России и за рубежом // Национальная безопасность. 2014. № 6.
9. Will McCants and Clinton Watts. U.S. Strategy for Countering Violent Extremism: An Assessment.
10. Сафонов А.Е. Современное мировое информационное пространство и способы его защиты от идеологии терроризма // материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Т. 1. Материалы пленарных заседаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009.
В литературе под молодежным экстремизмом понимается явление общественной жизни молодежи (взгляды, поведение), обладающей специфическими социально-психологическими аномалиями, сформированное на базе религиозных, поли тических, националистических и иных концепций, характеризующееся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, направленное на коренные изменения сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах преимущественно противоправными мерами, вплоть до насилия и убийства [1, 2].
Проявляясь в различных формах, молодежный экстремизм характеризуется рядом особенностей: групповым характером осуществляемой экстремистской деятельности, значительной сниженностью контрольных функций сознания в силу как именно коллективных действий и ценностей (например, стремление к созданию тоталитарного общества, основанного на подчинение), так и возраста. Причины возникновения экстремизма различны: пожалуй, нет ни одной сферы жизнедеятельности общества, где не мог бы обосноваться и укорениться экстремизм. При этом имманентно связанный с общественными процессами и явлениями он может находиться в «спящем режиме» достаточно долго. И лишь при создании «благоприятных условий» он превращается в реальную угрозу.
История России и зарубежных стран свидетельствует о том, что активизация проявлений экстремизма приходится на периоды социальных и экономических потрясений, происходящих в обще стве, которые, в первую очередь, негативно сказываются на молодежи.
В этой связи профилактика экстремизма в молодежной среде имеет первостепенное значение, поскольку при отсутствии эффективной системы противодействия молодежный экстремизм будет иметь глобальные негативные тенденции.
Следует подчеркнуть, что основные принципы идеологии экстремизма проникают в Российскую Федерацию из зарубежных стран, в том числе в результате посещений иностранных граждан с образовательными, религиозными миссиями. При этом законодательство ряда субъектов Российской Федерации допускает осуществление миссионерской деятельности в высших, средних специальных, средних общеобразовательных учебных заведениях, а также в детских дошкольных учреждениях [3, 4, 5]. Но, как показывает практика, вышеуказанная миссионерская деятельность зачастую сопровождается распространением идей с экстремистской окраской [6]. В связи с этим было бы оправданным введение обязательного лицензирования деятельности иностранных миссионеров, прибывающих в Россию для распространения религиозных учений, с указанием конкретного региона и ограничением максимального срока пребывания в стране; необходимо также предусмотреть выдачу разрешения на открытие в России образовательных учреждений организациям лишь тех стран, с которыми имеется межгосударственный договор о сотрудничестве в сфере образования.
Следующим элементом противодействия экстремизму в молодежной среде должно стать системное предупредительное воздействие со стороны всех субъектов профилактики правонарушений экстремистской направленности среди молодежи [7, c. 106]. Представляется, что соответствующих результатов можно достичь путем принятия и реализации организационно-правовых мер, направленных на противодействие распространению экстремизма в молодежной среде в субъектах РФ, в рамках которых должны быть предусмотрены конкретные, наполненные содержанием формы взаимодействия и координации деятельности различных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с населением, включая общественные институты.
Обеспечение взаимодействие, включая сотрудничество, позволит создать и практически реализовать поэтапные региональные системы социального контроля и противодействия молодежному экстремизму; совершенствовать специальную базу данных, правоохранительным органам вести учет потенциальных экстремистов (лиц, разделяющих взгляды экстремистской направленности); получать сведения о готовящихся противоправных акциях и т.п. Для участковых уполномоченных такая информация может стать основой исполнения требований вести учет членов молодежных объединений экстремистской направленности. Выше обозначенный опыт взаимодействия и сотрудничества успешно применяется в ряде зарубежных стран [8].
Кроме того, должен быть предусмотрен и ряд профилактических мер, направленных на формирование правового сознания и толерантности.
В рамках нравственно-воспитательных мер необходимо выработать отрицательное общественное мнение относительно общественных организаций экстремистского толка, хотя отдельные исследователи отмечают, что чрезмерная информация о вреде экстремизма может вызвать обратный эффект, а именно пробудить у молодежи интерес к указанной деятельности [9]. Представляется, что в целях выработки отрицательного отношения к экстремистской идеологии следует использовать профилактический опыт советов старейшин, сельских сходов, мнения аксакалов (старейшин) рода и др. Большая роль в антиэкстремистской пропаганде должна отводиться воспитанию в семье.
Однако, как и большинство ученыхюристов [10, с. 42], считаем, что ключевая роль в антиэкстремистской идеологической и пропагандистской работе принадлежит образовательным учреждениям. Так, необходимо включение в образовательные программы школ, лицеев, гимназий, профессиональных учебных заведений специальных дисциплин, направленных на повсеместное проведение пропаганды правовых знаний и навыков у населения для противодействия экстремистской идеологии; формирование через средства массовой информации позитивно-толерантного отношения к представителям других национальных, религиозных и социальных групп; формирование, в первую очередь в молодежной среде, патриотического сознания и ответственной гражданской позиции; создание на базе высших учебных заведений экспертного центра (возможно при университетских юридических клиниках), оказывающего правовую помощь правоохранительным структурам субъекта РФ в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма; введение специального курса «Основы противодействия экстремизму и терроризму» в учебный процесс юридических вузов субъектов РФ, посвященного правовым и организационным основам противодействия экстремистской деятельности и терроризму; совершенствование и усиление работы внешкольных учреждений, возрождение деятельности молодежных организаций, учреждений; обеспечение финансовой и организационной поддержки деятельности подростковых и молодежных клубов по месту жительства, а также обеспечение организации оборонно-спортивных и спортивно-оздоровительных лагерей для молодежи.
Представляется, что реализация указанных мероприятий позволит создать прочную идеологическую основу противодействия распространению этого сложного и опасного социальнополитического явления среди молодежи.
Литература
1. Кочергин Р.О. Противодействие молодежному экстремизму: правовые и криминологические проблемы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
2. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в России.
3. О миссионерской деятельности на территории Белгородской области: закон Белгородской области от 19 марта 2001 г. № 132: в ред. от 3 мая 2011 г. Ч. 5, ст. 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О миссионерской деятельности на территории Курской области: закон Курской области от 18 июня 2004 г. №23-ЗКО: в ред. от 14 сент. 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О миссионерской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания: закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 дек. 2004 г. №38-РЗ: в ред. от 15 окт. 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России»: постановление ГД ФС РФ от 15 дек. 1996 г. №918-II ГД. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Магомедов Ш.Б., Зиядова Д.З. К вопросу о некоторых мерах противодействия экстремизму среди молодежи в Республике Дагестан // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4.
8. Пирбудагова Д.Ш., Габиева С.М. Правовое регулирование и практика противодействия экстремизму в России и за рубежом // Национальная безопасность. 2014. № 6.
9. Will McCants and Clinton Watts. U.S. Strategy for Countering Violent Extremism: An Assessment.
10. Сафонов А.Е. Современное мировое информационное пространство и способы его защиты от идеологии терроризма // материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 30–31 октября 2008 г. Т. 1. Материалы пленарных заседаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». М.: МЦНМО, 2009.
Источник: Пирбудагова Д.Ш., заведующая кафедрой конституционного и му- ниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, руководитель Центра регио- нального законодательства ДГУ
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.