Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. С учетом этого в нашей республике ежегодно практикуется обсуждение проблем противодействия коррупции с целью выработки наиболее эффективных мер, что обусловлено, прежде всего, также интересами защиты прав человека [1, с. 14]. Так, в октябре 2012 года совместно с Министерством юстиции РД была проведена Межрегиональная научно-практическая конференция «Противодействие коррупции на региональном и муниципальном уровнях: проблемы и пути их решения», а в начале декабря прошлого года совместно с Прокуратурой РД и другими правоохранительными органами эти вопросы также обсуждались на круглом столе на юридическом факультете Дагестанского госуниверситета. В предыдущие годы также проводились научные мероприятия антикоррупционной тематики совместно с Общественной палатой республики.
С учетом этого, кратко остановимся на некоторых теоретико-правовых проблемах противодействия коррупции, рассматривая исторический опыт борьбы с коррупцией и нынешнее её состояние в нашей стране, а также вопросы наиболее общего характера, определяющие особенности государственно-правовых мер противодействия коррупции на современном этапе.
Прошло более 10 лет с момента открытия
для подписания Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2003 г., на заседании которой также был также учрежден и Международный день борьбы с коррупцией. Хотя отечественная история борьбы с коррупцией в современной России имеет чуть больший срок – более 23 лет, но надо честно признаться – особо-то пока похвастаться, поскольку по международному рейтингу "Индекс восприятия коррупции" (Corruption Perceptions Index) за последние годы, Россия, хотя и несколько поднялась (с 154-й строчки в 2010 г. на 143 – в 2011 г., на 133
– в 2012 г. и на 127 – в 2013 г.), но все же находится
в группе стран с очень высоким уровнем коррупции, соседствуя с Ливаном, Азербайджаном, Никарагуа, Пакистаном и т.д. [2] Так, в молодой суверенной России в числе одних из первых инициатив был подписан 4 апреля 1991 г. Указ Президента РФ
«О борьбе с коррупцией в системе государственной
службы», который впоследствии способствовал принятию 25 декабря 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции», где предусмотрен целый комплекс мер борьбы с коррупцией, в том числе организационного характера. Как показывает истекший период, принятые ещё на заре молодой России меры по борьбе с коррупцией правильно выделили систему государственной службы и исполнительной власти в целом как ключевое звено в борьбе с коррупцией.
В современной России Северный Кавказ и,
в частности, Дагестан рассматривают как наиболее пораженный коррупцией регион России. Отметим, что на фоне даже последних уголовных дел (аресты нескольких мэров городов по коррупционным основаниям, дело «Оборонсервиса» Минобороны и другие) данное утверждение нельзя признать абсолютно верным, хотя, как показывают исследования, в общественном восприятии коррупция на современном этапе рассматривается как наиболее серьезная угроза обществу и государству в нашей стране. По данным проведенного в сентябре 2013 года Институтом социального маркетинга опроса населения в Дагестане (более 1000 человек), самыми болезненными проблемами для республики считают: 1) коррупцию, кумовство во власти; 2) безработицу и 3) терроризм. При этом на вопрос «Как, вам кажется, уровень коррупции в республике выше, ниже или такой же, как и во всей России? –
43% считают, что выше, а 34% – таким же, как и во всей России. Об уровне готовности общества вести борьбу с коррупцией свидетельствует то, что на вопрос: «Если бы для достижения поставленной цели вам пришлось дать взятку, как бы вы поступили?» – 20% отметили, что дали бы взятку не задумываясь, а 47% – что готовы дать взятку, но в зависимости от ситуации, и лишь 20% из опрошенных отметили, что «не дали бы взятку ни при каких обстоятельствах». Вывод напрашивается сам собой: уровень общественного восприятия коррупции в республике чрезвычайно высокий, что делает проблематичной результативность предпринимаемых государством мер в этой сфере. Конечно, с начала 1990-х годов в современной России появились и план по борьбе с коррупцией, и национальная стратегия, были приняты сотни поправок в законодательство, и в целом антикоррупционная работа ведется. Но пока того результата, которого ждет общество, все ещё нет. Россияне по-прежнему не верят в эффективность борьбы с коррупцией и относятся к ней вполне толерантно. И это, наверное, является одной из главных проблем.
Кроме того, исследования Общественной палаты РФ показали, что огромное количество поправок в законы, направленные на борьбу с коррупцией, оказались неэффективными: никакого эффекта не дал мониторинг госорганами своей собственной деятельности или антикоррупционная экспертиза, ни к чему не привела и декларационная кампания среди чиновников, ведь у прокуратуры так и не появились полномочия, позволяющие им проверять достоверность сообщенных сведений [3, с. 12].
По неоднократному признанию федеральных и региональных властей коррупция представляет сегодня системную угрозу безопасности России и требует принятия эффективных мер борьбы.
«Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование госорганов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене», – говорится в утвержденной 20 ноября 2013 г. Президентом РФ Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [4]. В качестве одной из последних мер 3 декабря 2013 г. Президент России Владимир подписал Указ о создании в структуре Администрации Президента управления по вопросам противодействия коррупции, который призван обеспечивать антикоррупционные усилия власти в ежедневном режиме, в частности, осуществлять мониторинг законодательства и участвовать в подборе и проверке кадров и в целом организационно укрепить принимаемые меры борьбы в этой сфере.
Однако мы считаем, что принимаемые государством меры, хотя теоретически и носят системный характер, не принесут ожидаемого результата в ближайшей перспективе. Как было нами отмечено в ходе обсуждений на конференции в 2012 году: «Мы находимся в начале большого и достаточного сложного пути борьбы с коррупцией, уровень которой опасно угрожает российской государственности и обществу в целом». Помимо прочего, это означает, что надо разработать соответствующие нынешним реалиям, условиям, менталитету народа механизмы противодействия коррупции, поставить реальные задачи и рассчитывать на достигаемые результаты, открыто и честно обсуждать имеющиеся проблемы, препятствующие эффективной антикоррупционной деятельности в стране.
Низкая эффективность антикоррупционных
мер в стране обусловлена в основном двумя причинами. Первая причина – это отсутствие действительной политической воли, поскольку коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция – это единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос: как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована? Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом [5].
Анализ антикоррупционной деятельности
государства в историческом плане свидетельствует о многовековой – почти с периода Киевской Руси, нередко безуспешной борьбе с коррупцией в нашей стране. При этом наиболее заметные успехи в этой сфере были достигнуты в период правления И. Грозного и В. Сталина карательно-репрессивными методами с известной жесткостью и массовыми нарушениями прав человека, опыт которых никак не может быть воспринят на современном этапе. За счет усиления роли общественного контроля и применения жестких мер ответственности к виновным, в том числе на религиозной основе, практически была сведена на нет коррупция в вольных обществах Дагестана, в государстве Имамат и в некоторые другие периоды истории народов Дагестана.
Однако в последующем активному распространению и сохранению коррупции во власти в Дагестане способствовали укоренившиеся, особенно за последние три-четыре десятилетия, клановость и кумовство во власти. Устроиться на «доходную», с точки зрения возможностей коррупционной деятельности, властную или материальную должность стало нормой в современной общественной и государственной жизни правящей элиты. А если учесть, что за этот период многие структуры государственной власти, в том числе и судебно-правоохранительной системы, оказались в буквальном смысле «напичканы» представителями правящих кланов, то не приходится удивляться тому, почему так плохо функционирует механизм государства и болезненно проходят реформы в республике, особенно в административной сфере. Некоторые представители даже творческой профессии в силу своей зависимости от власти оказались в большинстве своем в числе активных сторонников сформировавшегося за этот период, по сути, коррупционно-кланового режима публичной власти. В условиях двойных стандартов и резких контрастов между конституционной моделью и практикой функционирования власти сформировалось общественное мнение, нередко ставящее под сомнение саму легитимность власти. Сохранение политического режима в условиях двойного стандарта, когда практика деятельности органов власти существенно расходится с требования законодательства, все более требует усиления репрессивно-карательных мер со стороны государства, что, собственно, и происходит сейчас в республике.
Как показывает мировой опыт, изжить коррупцию полностью невозможно, но противодействовать ей можно и нужно, доводя ее уровень до социально допустимого минимума, поскольку в стране сформировался целый корпус чиновничества, для которого коррумпированность выступает, скорее, нормой, а не нарушением каких-то социальных норм.
На современном этапе, не снижая роли репрессивно-карательных мер административного и уголовного характера по отношению коррупционерам, в первую очередь, представляется необходимым перенести акцент антикоррупционной деятельности на экономические и политические меры. Надо признать, что после проведенной в 1990-х годах незаконной приватизации, серьезно подорвавшей социально-политическую основу для стабильности в обществе, не приходится рассчитывать на активную поддержку населением принимаемых государством мер, прежде всего, в рассматриваемой сфере. Если добавить к этому ещё время от время появляющиеся в СМИ факты, свидетельствующие о серьезных масштабах коррупции во власти и снижающие и без того низкое доверие населения к ней, то не приходится сомневаться в безуспешности реализации антикоррупционных мер на практике, а также волеизъявления государства в сложившейся в стране конкретной социальной среде.
К числу наиболее общих теоретических вопросов, которые должны быть решены для эффективного противодействия коррупции и конституционного развития страны относятся следующие:
1) отсутствие теоретически обоснованных и поддерживаемых населением национальной идеи, концепции и стратегических целей развития общества и государства, мобилизующих граждан на их достижение;
2) необеспеченность на практике конституционных положений о верховенстве закона и равноправии граждан перед законом;
3) низкий уровень ответственности государства, государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, за обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина, отсутствие развитых механизмов конституционноправовой ответственности;
4) отсутствие реальных правовых гарантий и механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина, из-за которых в ряде случаев они остаются декларацией;
5) существенный дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и их обязанностей и ответственности – с другой;
6) отсутствие разделения властей с реально функционирующими механизмами сдержек и противовесов между ветвями власти на федеральном, региональном и местном уровнях; независимость судебной власти.
Хотя перечень этих проблем можно и несколько расширить, представляется, что они требуют наиболее фундаментального подхода и однозначного разрешения.
В этих условиях сказывается, прежде всего, отсутствие научно разработанной концепции и доктрины противодействия коррупции в стране, со всеми компонентами научного и законодательного обеспечения.
В значительной степени решению этих
проблем способствовало бы всецелое политическое признание и конституционное закрепление в качестве национальной идеи и стратегии развития нашей страны принципов правовой государственности: верховенства правового закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, гарантированности прав и свобод человека, соответствия российского законодательства принципам и нормам международного права и других. Но, как показывает практика, реализация этих положений в конституционном пространстве России встречает ряд препятствий на всех уровнях организации власти. В силу особой значимости этих принципиальных положений следовало бы их наряду с другими вопросами принципиального характера вынести на всенародное голосование (референдум) и заодно определить уровень народного доверия к действующей Конституции через призму сложившейся практики её реализации и сформировавшегося конституционного пространства в стране.
Важным направлением противодействия
коррупции и совершенствования практики современного Российского государства служит обеспечение взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти и с государством в целом. Хотя за последние 10–15 лет механизмы взаимодействия общества и власти повсеместно в нашей стране и созданы (общественная палата, общественные советы и др.), задача сегодня состоит в том, чтобы наполнить их работу конкретным социально значимым содержанием. Однако для этого отсутствует нормативная база развития общественного контроля. В нашей стране неоднократно предпринимались попытки создать нормативную базу для общественного контроля за деятельностью исполнительной власти, для борьбы с коррупционными проявлениями. В ряде субъектов Федерации был разработаны соответствующие законопроекты. Также были разработаны проекты соответствующих федеральных законов. Однако эти инициативы пока не получили какой-либо основательной поддержки со стороны властей. Поэтому серьезным шагом в продвижении механизмов взаимодействия власти с народом послужит принятие Федерального закона «Об общественном контроле», который закрепит за общественными формированиями более существенные с юридической точки зрения полномочия взамен ныне существующих – декларативных.
В качестве основных проблем антикоррупционной политики, препятствующих на сегодня достижению на практике заявленных целей, можно назвать также и следующие:
1. Комплекс реализуемых мер является необходимым, но недостаточным, в связи с чем в обществе формируется мнение о декларативности антикоррупционной политики.
2. Антикоррупционная политика сводится, преимущественно, к борьбе с взяточничеством, хотя согласно действующему законодательству (ФЗ «О противодействии коррупции») противодействие коррупции – деятельность органов власти и институтов гражданского общества по предупреждению коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Из всего перечисленного в России борьба с коррупцией, как правило, ограничивается исключительно пресечением коррупционных правонарушений, причем состоящих, преимущественно, в получении или даче взятки.
3. Не обеспечена реализация принципа неотвратимости наказания. Необходимость ужесточения ответственности должностных лиц органов власти за нарушения антикоррупционного законодательства предусматривается всеми основополагающими международными и внутрироссийскими документами в сфере противодействия коррупции (Конвенция ООН, Конвенция Совета Европы, Национальная стратегия). Более того, в ряде случаев со стороны должностных лиц отмечается злоупотребление доверенной им властью против неугодных им лиц, в т. ч. по политическим и личным соображениям.
Литература
1. Петров А.В., Куковский А.А. Национальная безопасность в системе национальных интересов и ценностей // Юридический вестник ДГУ. 2014. Вып. 3.
2. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции [Электронный ресурс].
3. Доклад об эффективности проводимых в стране антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. М., 2012.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации от 20 нояб. 2013 г. [Электронный ресурс].
5. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России [Электронный ресурс].
С учетом этого, кратко остановимся на некоторых теоретико-правовых проблемах противодействия коррупции, рассматривая исторический опыт борьбы с коррупцией и нынешнее её состояние в нашей стране, а также вопросы наиболее общего характера, определяющие особенности государственно-правовых мер противодействия коррупции на современном этапе.
Прошло более 10 лет с момента открытия
для подписания Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2003 г., на заседании которой также был также учрежден и Международный день борьбы с коррупцией. Хотя отечественная история борьбы с коррупцией в современной России имеет чуть больший срок – более 23 лет, но надо честно признаться – особо-то пока похвастаться, поскольку по международному рейтингу "Индекс восприятия коррупции" (Corruption Perceptions Index) за последние годы, Россия, хотя и несколько поднялась (с 154-й строчки в 2010 г. на 143 – в 2011 г., на 133
– в 2012 г. и на 127 – в 2013 г.), но все же находится
в группе стран с очень высоким уровнем коррупции, соседствуя с Ливаном, Азербайджаном, Никарагуа, Пакистаном и т.д. [2] Так, в молодой суверенной России в числе одних из первых инициатив был подписан 4 апреля 1991 г. Указ Президента РФ
«О борьбе с коррупцией в системе государственной
службы», который впоследствии способствовал принятию 25 декабря 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции», где предусмотрен целый комплекс мер борьбы с коррупцией, в том числе организационного характера. Как показывает истекший период, принятые ещё на заре молодой России меры по борьбе с коррупцией правильно выделили систему государственной службы и исполнительной власти в целом как ключевое звено в борьбе с коррупцией.
В современной России Северный Кавказ и,
в частности, Дагестан рассматривают как наиболее пораженный коррупцией регион России. Отметим, что на фоне даже последних уголовных дел (аресты нескольких мэров городов по коррупционным основаниям, дело «Оборонсервиса» Минобороны и другие) данное утверждение нельзя признать абсолютно верным, хотя, как показывают исследования, в общественном восприятии коррупция на современном этапе рассматривается как наиболее серьезная угроза обществу и государству в нашей стране. По данным проведенного в сентябре 2013 года Институтом социального маркетинга опроса населения в Дагестане (более 1000 человек), самыми болезненными проблемами для республики считают: 1) коррупцию, кумовство во власти; 2) безработицу и 3) терроризм. При этом на вопрос «Как, вам кажется, уровень коррупции в республике выше, ниже или такой же, как и во всей России? –
43% считают, что выше, а 34% – таким же, как и во всей России. Об уровне готовности общества вести борьбу с коррупцией свидетельствует то, что на вопрос: «Если бы для достижения поставленной цели вам пришлось дать взятку, как бы вы поступили?» – 20% отметили, что дали бы взятку не задумываясь, а 47% – что готовы дать взятку, но в зависимости от ситуации, и лишь 20% из опрошенных отметили, что «не дали бы взятку ни при каких обстоятельствах». Вывод напрашивается сам собой: уровень общественного восприятия коррупции в республике чрезвычайно высокий, что делает проблематичной результативность предпринимаемых государством мер в этой сфере. Конечно, с начала 1990-х годов в современной России появились и план по борьбе с коррупцией, и национальная стратегия, были приняты сотни поправок в законодательство, и в целом антикоррупционная работа ведется. Но пока того результата, которого ждет общество, все ещё нет. Россияне по-прежнему не верят в эффективность борьбы с коррупцией и относятся к ней вполне толерантно. И это, наверное, является одной из главных проблем.
Кроме того, исследования Общественной палаты РФ показали, что огромное количество поправок в законы, направленные на борьбу с коррупцией, оказались неэффективными: никакого эффекта не дал мониторинг госорганами своей собственной деятельности или антикоррупционная экспертиза, ни к чему не привела и декларационная кампания среди чиновников, ведь у прокуратуры так и не появились полномочия, позволяющие им проверять достоверность сообщенных сведений [3, с. 12].
По неоднократному признанию федеральных и региональных властей коррупция представляет сегодня системную угрозу безопасности России и требует принятия эффективных мер борьбы.
«Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование госорганов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене», – говорится в утвержденной 20 ноября 2013 г. Президентом РФ Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [4]. В качестве одной из последних мер 3 декабря 2013 г. Президент России Владимир подписал Указ о создании в структуре Администрации Президента управления по вопросам противодействия коррупции, который призван обеспечивать антикоррупционные усилия власти в ежедневном режиме, в частности, осуществлять мониторинг законодательства и участвовать в подборе и проверке кадров и в целом организационно укрепить принимаемые меры борьбы в этой сфере.
Однако мы считаем, что принимаемые государством меры, хотя теоретически и носят системный характер, не принесут ожидаемого результата в ближайшей перспективе. Как было нами отмечено в ходе обсуждений на конференции в 2012 году: «Мы находимся в начале большого и достаточного сложного пути борьбы с коррупцией, уровень которой опасно угрожает российской государственности и обществу в целом». Помимо прочего, это означает, что надо разработать соответствующие нынешним реалиям, условиям, менталитету народа механизмы противодействия коррупции, поставить реальные задачи и рассчитывать на достигаемые результаты, открыто и честно обсуждать имеющиеся проблемы, препятствующие эффективной антикоррупционной деятельности в стране.
Низкая эффективность антикоррупционных
мер в стране обусловлена в основном двумя причинами. Первая причина – это отсутствие действительной политической воли, поскольку коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция – это единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос: как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована? Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом [5].
Анализ антикоррупционной деятельности
государства в историческом плане свидетельствует о многовековой – почти с периода Киевской Руси, нередко безуспешной борьбе с коррупцией в нашей стране. При этом наиболее заметные успехи в этой сфере были достигнуты в период правления И. Грозного и В. Сталина карательно-репрессивными методами с известной жесткостью и массовыми нарушениями прав человека, опыт которых никак не может быть воспринят на современном этапе. За счет усиления роли общественного контроля и применения жестких мер ответственности к виновным, в том числе на религиозной основе, практически была сведена на нет коррупция в вольных обществах Дагестана, в государстве Имамат и в некоторые другие периоды истории народов Дагестана.
Однако в последующем активному распространению и сохранению коррупции во власти в Дагестане способствовали укоренившиеся, особенно за последние три-четыре десятилетия, клановость и кумовство во власти. Устроиться на «доходную», с точки зрения возможностей коррупционной деятельности, властную или материальную должность стало нормой в современной общественной и государственной жизни правящей элиты. А если учесть, что за этот период многие структуры государственной власти, в том числе и судебно-правоохранительной системы, оказались в буквальном смысле «напичканы» представителями правящих кланов, то не приходится удивляться тому, почему так плохо функционирует механизм государства и болезненно проходят реформы в республике, особенно в административной сфере. Некоторые представители даже творческой профессии в силу своей зависимости от власти оказались в большинстве своем в числе активных сторонников сформировавшегося за этот период, по сути, коррупционно-кланового режима публичной власти. В условиях двойных стандартов и резких контрастов между конституционной моделью и практикой функционирования власти сформировалось общественное мнение, нередко ставящее под сомнение саму легитимность власти. Сохранение политического режима в условиях двойного стандарта, когда практика деятельности органов власти существенно расходится с требования законодательства, все более требует усиления репрессивно-карательных мер со стороны государства, что, собственно, и происходит сейчас в республике.
Как показывает мировой опыт, изжить коррупцию полностью невозможно, но противодействовать ей можно и нужно, доводя ее уровень до социально допустимого минимума, поскольку в стране сформировался целый корпус чиновничества, для которого коррумпированность выступает, скорее, нормой, а не нарушением каких-то социальных норм.
На современном этапе, не снижая роли репрессивно-карательных мер административного и уголовного характера по отношению коррупционерам, в первую очередь, представляется необходимым перенести акцент антикоррупционной деятельности на экономические и политические меры. Надо признать, что после проведенной в 1990-х годах незаконной приватизации, серьезно подорвавшей социально-политическую основу для стабильности в обществе, не приходится рассчитывать на активную поддержку населением принимаемых государством мер, прежде всего, в рассматриваемой сфере. Если добавить к этому ещё время от время появляющиеся в СМИ факты, свидетельствующие о серьезных масштабах коррупции во власти и снижающие и без того низкое доверие населения к ней, то не приходится сомневаться в безуспешности реализации антикоррупционных мер на практике, а также волеизъявления государства в сложившейся в стране конкретной социальной среде.
К числу наиболее общих теоретических вопросов, которые должны быть решены для эффективного противодействия коррупции и конституционного развития страны относятся следующие:
1) отсутствие теоретически обоснованных и поддерживаемых населением национальной идеи, концепции и стратегических целей развития общества и государства, мобилизующих граждан на их достижение;
2) необеспеченность на практике конституционных положений о верховенстве закона и равноправии граждан перед законом;
3) низкий уровень ответственности государства, государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления, государственного и общественного развития, за обеспечение безопасности общества и государства, реализацию прав и свобод человека и гражданина, отсутствие развитых механизмов конституционноправовой ответственности;
4) отсутствие реальных правовых гарантий и механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина, из-за которых в ряде случаев они остаются декларацией;
5) существенный дисбаланс в закреплении прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и их обязанностей и ответственности – с другой;
6) отсутствие разделения властей с реально функционирующими механизмами сдержек и противовесов между ветвями власти на федеральном, региональном и местном уровнях; независимость судебной власти.
Хотя перечень этих проблем можно и несколько расширить, представляется, что они требуют наиболее фундаментального подхода и однозначного разрешения.
В этих условиях сказывается, прежде всего, отсутствие научно разработанной концепции и доктрины противодействия коррупции в стране, со всеми компонентами научного и законодательного обеспечения.
В значительной степени решению этих
проблем способствовало бы всецелое политическое признание и конституционное закрепление в качестве национальной идеи и стратегии развития нашей страны принципов правовой государственности: верховенства правового закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, гарантированности прав и свобод человека, соответствия российского законодательства принципам и нормам международного права и других. Но, как показывает практика, реализация этих положений в конституционном пространстве России встречает ряд препятствий на всех уровнях организации власти. В силу особой значимости этих принципиальных положений следовало бы их наряду с другими вопросами принципиального характера вынести на всенародное голосование (референдум) и заодно определить уровень народного доверия к действующей Конституции через призму сложившейся практики её реализации и сформировавшегося конституционного пространства в стране.
Важным направлением противодействия
коррупции и совершенствования практики современного Российского государства служит обеспечение взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти и с государством в целом. Хотя за последние 10–15 лет механизмы взаимодействия общества и власти повсеместно в нашей стране и созданы (общественная палата, общественные советы и др.), задача сегодня состоит в том, чтобы наполнить их работу конкретным социально значимым содержанием. Однако для этого отсутствует нормативная база развития общественного контроля. В нашей стране неоднократно предпринимались попытки создать нормативную базу для общественного контроля за деятельностью исполнительной власти, для борьбы с коррупционными проявлениями. В ряде субъектов Федерации был разработаны соответствующие законопроекты. Также были разработаны проекты соответствующих федеральных законов. Однако эти инициативы пока не получили какой-либо основательной поддержки со стороны властей. Поэтому серьезным шагом в продвижении механизмов взаимодействия власти с народом послужит принятие Федерального закона «Об общественном контроле», который закрепит за общественными формированиями более существенные с юридической точки зрения полномочия взамен ныне существующих – декларативных.
В качестве основных проблем антикоррупционной политики, препятствующих на сегодня достижению на практике заявленных целей, можно назвать также и следующие:
1. Комплекс реализуемых мер является необходимым, но недостаточным, в связи с чем в обществе формируется мнение о декларативности антикоррупционной политики.
2. Антикоррупционная политика сводится, преимущественно, к борьбе с взяточничеством, хотя согласно действующему законодательству (ФЗ «О противодействии коррупции») противодействие коррупции – деятельность органов власти и институтов гражданского общества по предупреждению коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Из всего перечисленного в России борьба с коррупцией, как правило, ограничивается исключительно пресечением коррупционных правонарушений, причем состоящих, преимущественно, в получении или даче взятки.
3. Не обеспечена реализация принципа неотвратимости наказания. Необходимость ужесточения ответственности должностных лиц органов власти за нарушения антикоррупционного законодательства предусматривается всеми основополагающими международными и внутрироссийскими документами в сфере противодействия коррупции (Конвенция ООН, Конвенция Совета Европы, Национальная стратегия). Более того, в ряде случаев со стороны должностных лиц отмечается злоупотребление доверенной им властью против неугодных им лиц, в т. ч. по политическим и личным соображениям.
Литература
1. Петров А.В., Куковский А.А. Национальная безопасность в системе национальных интересов и ценностей // Юридический вестник ДГУ. 2014. Вып. 3.
2. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции [Электронный ресурс].
3. Доклад об эффективности проводимых в стране антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. М., 2012.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации от 20 нояб. 2013 г. [Электронный ресурс].
5. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России [Электронный ресурс].
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.