Правовое и социальное государство

Правовое государство — это продукт Нового времени, а точ­нее XX в. Раньше человечество его не знало, хотя конечно же существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство — это государство, приоб­ретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство — это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мери­лом жизни не только для граждан, но и для элиты.

Теория правового государства была создана на 150 лет рань­ше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632—1704), фран­цузского просветителя Ш. Л. Монтескьё (1689—1755), немецко­го философа И. Канта (1724—1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия и других развитых странах.

Признаки правового государства.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реали­ям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с со­блюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не Должны противоречить конституции и международно-право- вым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязатель­ными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей. Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках часто приводит к злоупо­треблению властью. Вот почему очень важно и то, как государ­ственная власть организована, в каких формах и какими орга­нами она осуществляется.
Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть — это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих за­конов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодатель­ная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о рас­пределении функций в государственном управлении, о рассре­доточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указа­ниям в осуществлении своих функций.
Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, преду­сматривается система сдержек и противовесов, или инструмен­тов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при опре­деленных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законо­проект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламен­том, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:
1) предотвращать злоупотребление властью;
2) повышать профессионализм в государственном управле­нии;
3) осуществлять контроль за действиями государственных органов;
4) возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечест­ва в деле социальной организации.
Человечество уже много сделало для воплощения в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

1. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жи­лища, право на образование, социальное обеспечение, судеб­ную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.
Конкретное право — это кусочек свободы. О том, что лич­ность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредель­ным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы челове­ка и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ос­нов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Взаимная ответственность государства и личности. Отно­шения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществле­ния должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать спра­ведливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предпи­сания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депу­татов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисцип­линарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражда­нам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность лично­сти перед государством. Применение государственного принуж­дения должно носить правовой характер, не нарушать меру сво­боды личности, соответствовать тяжести совершенного право­нарушения.
Социальное государство — это более высокая (по сравнению с правовым государством) ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более, чем другие, воплощают на прак­тике модель государства, о котором идет речь.

Социальное государство — это государство, в котором обеспе­чен высокий уровень благосостояния граждан и их формальное равенство постепенно становится равенством фактическим.

Признаки социального государства. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», — это социальная защита неблагополучных кате­горий граждан (пенсионеров, инвалидов и т. д.). Не будем этого отрицать, но все же отметим, что мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда для этого имеется необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков соци­ального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются трудоспособных граждан, создающих богатства общества. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граж­дан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщи­ками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь до­статочные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребно­стей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя бы­ло купить — пустые полки магазинов, очереди, порой даже за хлебом. Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, до­статочное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологиче­ском комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровожде­нии как в период отпуска, так и в свободное от работы время. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие возмож­ностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреж­дений.

3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населе­ния. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, без­работные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достой­ном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были актив­ными членами общества и сполна вложили свой труд в его про­цветание.

4. Хорошая система образования, здравоохранения и других со­циальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного су­ществования, удобство дорожного и транспортного обслужива­ния повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осу­ществляемый в интересах людей, — важная характеристика со­циального государства.

5. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких разли­чий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, до­пустим, министра гораздо выше, чем у большинства работай- ков. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъ­езде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доходы высшего и низшего слоев общества различаются примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

6. Реализация социальной справедливости. Социальную спра­ведливость в упрощенном варианте можно определить как соот­ветствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большин­ство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значи­тельные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расто­ропных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в 100 и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

7. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, жела­тельно до конфликтов все же не доводить. И тем не менее со­всем избегать их не удается. Например, большое число ферме­ров США и Европы в течение многих лет выращивали продук­цию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспор­та. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рас­сматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сра­зу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, неже­ли битье витрин или блокирование железных или автомобиль­ных дорог возмущенными фермерами.

8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукосни­тельном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.