Теория государства

1. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использо­ваться с появлением государственности. Государство осущест­вляет правотворчество, т. е. издает законы и другие норматив­ные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязатель­ными для населения всей страны, с тем чтобы направить пове­дение масс в определенное русло. Юридические нормы уста­навливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большин­ство населения конкретного государства их соблюдает. Естест­венно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

2. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, орга­ны безопасности, внешней разведки, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть прави­телей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их вы­полнения может быть достигнута только с помощью мер госу­дарственного принуждения. Если к власти проявляется неува­жение, то с помощью правоохранительных органов применя­ются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, сле­довательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к наси­лию и заставлять правоохранительные органы работать с пере­грузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологи­ческая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взимание налога, таможенной пошлины, назначение наказа­ния, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные ор­ганы используются также для предупреждения дисбаланса в об­ществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение сотрудниками милиции правонарушений и др.).

3. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохра­нение территориальной целостности государства. Хорошо из­вестно, что пограничные споры между смежными государства­ми часто являются причиной военных конфликтов. Оснаще­ние армии современным вооружением делает возможным захват территорий не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необ­ходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым мно­гократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется об­ществу дороже.

4. Налоги. Они представляют собой обязательные и безвоз­мездные платежи, взимаемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для под­держки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвы­чайных происшествий, бедствий, а также для реализации дру­гих общих интересов. В основном налоги взимаются принуди­тельно, однако в странах с развитыми формами государствен­ности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно уве­личивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

5. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существу­ющая в государстве, выступает как высшая власть, а в миро­вом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на террито­рии данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять указания других госу­дарств. Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутрен­ний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних де­лах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он становится все более и более относительным, ограниченным, как бы сужается. Внут­ренний суверенитет постоянно подвергается давлению со сто­роны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международ­ного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоро­стью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообще ства и международных организаций ставит деликатную пробле­му: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, еди­ное экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы (флаг, герб, гимн). На основании вышеуказанных признаков можно дать опре­деление государства. Государство — это организация суверенной политической вла­сти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.