Социальное назначение государства

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эф­фективность и долговечность? В чем состоит его социальное на­значение?

1. Государство решает общие дела, управляет людьми, про­живающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными слова­ми, задачами государства являются сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.). Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, поэтому государство прежде всего выражает ее интере­сы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в Древ­нем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятель­ность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят орга­низация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. По­жалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

2. Государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Полити­ческая элита превращается в примирителя социальных кон­фликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобово­го столкновения социальных групп. Посредническая деятель­ность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господ­ствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предатель­стве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками и слой эко­номически и политически господствующей социальной груп­пы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государст­венную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применя­ются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяс­нение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, по­скольку в этой ситуации главное — восстановить единство пра­вящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление дипло­матических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с царем Николаем II. Но и уступки другим го­сударствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в «предательстве национальных интересов». И наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, государственными органами. Обязанность их разрешения воз­лагается в основном на судебные органы.

3. Государство применяет легализованное и легитимное наси­лие. Легализованность означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражаться в уголовном наказа­нии, наложении административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объеди­нений и т. п. Право выступает способом, средством легализации принуждения. Легитимность насилия — социологическая кате­гория, означающая степень поддержки применяемых мер насе­лением. Легитимность насилия прямо зависит и от легитимно­сти власти, т. е. признания ее народом законной и обоснован­ной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер принуж­дения. Легализованное и легитимное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные законодательст­вом. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезентатив­ных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение со­ответствует интересам общества (причем не только его боль­шинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения мо­жет считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талей- рана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким ост­рым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень эконом­но и осторожно.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.