Внешние функции

Внешние функции — это основные направления деятельно­сти государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в совре­менном мире, который становится все более и более взаимо­связанным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное зна­чение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение кон­фликтов между государствами, предупреждая их военное столк­новение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают дер­жать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придержи­ваются, какую систему хозяйствования используют. Нормаль­ные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабиль­ности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политиче­ском сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить гло­бальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современ­ных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасно­сти — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональ­ные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американ­ских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.).

4. Содействие установлению мировой законности. Эта дея­тельность приобретает самостоятельный характер и проявляет­ся в участии в разработке норм международного права.

5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с раз­витием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализа­ции и кооперировании производства, обмене новейшими тех­нологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

6. Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между госу­дарствами, защите тех государств и народов, которые не спо­собны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п.

7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все яр­че. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на пере­ходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью.

8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устра­нение их последствий не может оставаться только внутренним делом.

9. Информационная функция. Ее выделение лишь только на­мечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой инфор­мации о событиях в мире. В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает нацио­нальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

10. Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на ос­нове двусторонних и многосторонних договоров между госу­дарствами, неправительственными организациями (Междуна­родный союз архитекторов, Международная шахматная федера­ция, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как ра­циональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической по­литики и др., затрагивающим интересы всех народов.
Рассматривая функции государства, следует обратить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функ­ций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхно­сти: развитие взаимосвязей между людьми и народами порож­дает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, уре­гулировать которые под силу будет только государству.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.