Форма правления
В мире существует около 200 государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.
Когда мы говорим о форме государства, то имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.
На форму государства большое влияние оказывают не только экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др. Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.
Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.
Монархия (греч. топагсЫа — власть одного) как форма правления иначе может быть названа персональным единовластием. Ее отличают следующие признаки:
1) существование единоличного главы государства;
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
3) наследственный порядок передачи власти;
4) бессрочное правление монарха;
5) юридическая безответственность монарха.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти. Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может налагать вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент. Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь своего рода дань традиции, фигура скорее символическая, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).
Существует несколько систем наследования престола:
1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;
3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления императрицы Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин.
Когда мы говорим о форме государства, то имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.
На форму государства большое влияние оказывают не только экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др. Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.
Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически — парламент и правительство во главе с премьер-министром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.
Монархия (греч. топагсЫа — власть одного) как форма правления иначе может быть названа персональным единовластием. Ее отличают следующие признаки:
1) существование единоличного главы государства;
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
3) наследственный порядок передачи власти;
4) бессрочное правление монарха;
5) юридическая безответственность монарха.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти. Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может налагать вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент. Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь своего рода дань традиции, фигура скорее символическая, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).
Существует несколько систем наследования престола:
1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;
3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления императрицы Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин.
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.