КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА уголовного права

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА уголовного права (криминологии) – самое раннее направление просвещенного учения о преступности. Использованное в качестве термина слово «классическая», образованное от слова «класс» (степень, уровень чего-либо), означает, таким образом, «выдающаяся», «образцовая», «общепризнанная». Положения, разработанные в раннем правовом учении о преступности, долгое время оставались и в определенной мере остаются и сейчас в теории уголовного права и уголовном законодательстве.

В отличие от представителей уголовной антропологии, «классики» не пользовались «законом больших чисел», а исходили из собственного юридического мировоззрения. Оно, разумеется, формировалось отнюдь не на пустом месте, а на богатом опыте общественно-политической, в том числе юридической, мысли их предшественников и современников.

По существу, универсальность многих юридических положений и смыслов исходит из классического римского права. Но универсальность понятий и образцовое учение в праве – явления не сопоставимые. Идеи, положенные в основу классического направления, были заложены в трудах французских просветителей, в том числе и Ш.Л. Монтескье. Эти идеи синтезировал итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа (1738 –1794) в знаменитой работе «О преступлениях и наказаниях». Наиболее типичное воплощение идеи классической школы нашли в движении за реформу уголовного права в Англии в конце XVIII – начале XIX вв.

Влияние классической школы на юридическое мировоззрение в России было более длительным, нежели в Европе. Это объясняется, главным образом, тем, что российская уголовно-правовая наука начиналась в XVIII-XIX вв. с переводом трудов европейских правоведов. Императрица Екатерина II, царствовавшая с 1762 по 1796 годы, при разработке проекта нового уложения уделяла особое внимание гуманизации уголовного законодательства, обращаясь при этом к идеям представителей классической школы уголовного права.

Таким образом, классическая школа уголовного права, возникшая и получившая развитие в новых условиях постфеодального общества, претерпевавшего революционные преобразования, в условиях утверждения просветительно-гуманистических идей разработала ряд положений, которые играли чрезвычайно важную роль в уголовно-правовой науке, уголовном законодательстве и его применении. Эти положения, безусловно, были направлены на закрепление и упрочение интересов буржуазии как правящего класса, совершенствование механизма уголовно-правового регулирования в государственном управлении обществом.

Давая оценку исторической миссии классической школы уголовного права, А.А. Герцензон указывал на следующие важные положения, разработанные ее представителями: равенство всех перед законом; принцип отсутствия преступления без указания его в законе; принцип соразмерности наказаний содеянному; детальная разработка институтов учения о преступлении и наказании, определений абстрактного и формального преступления, субъекта преступления, состава преступления, форм вины, соучастия, стадий преступления и др.
Классическую школу уголовного права обычно называют (там, где криминология преподается юристами юристам) и классической школой криминологии. Криминологическая мысль нашла воплощение практически во всех положениях, разработанных классиками гуманистического направления в уголовном праве. В обобщенном виде можно сформулировать следующие основные криминологические идеи классической школы:
1) поскольку человек является носителем свободной воли, преступление, им совершенное, есть результат его произвольного выбора; а поскольку человек, обладающий нравственной свободой, избирает зло, он должен нести наказание за свой выбор (в этом наказании усматривалась польза предупреждения для других лиц);
2) самым верным и вместе с тем самым трудным средством предупреждения Ч. Беккариа, например, считал усовершенствование воспитания и вместе с тем указывал на необходимость просвещения невежественного народа;
3) решение человека совершить преступление имеет рациональную основу, он считает полезным для себя такое решение; следовательно, необходимо делать так, чтобы человек осознавал невыгодность для себя совершения преступления;
4) менее привлекательным преступление можно сделать путем усиления наказания;
5) вместе с тем это усиление или ужесточение наказания должно быть умеренным, то есть ровно настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным;
6) большое предупредительное значение придавалось неотвратимости (неизбежности) наказании и т.д.

Таким образом, основываясь на просветительской философии, криминалисты классической школы уголовного права не только содействовали смягчению нравов в области уголовной политики, особенно в отношении уголовного наказания, но успешно доказывали первостепенное значение предупредительных целей наказания.

Представителей классической школы упрекают в ряде упущений, недостаточно глубоко проработанных положений, недопонимании некоторых обстоятельств в изучаемой ими правовой действительности. Например, представителей этой школы упрекали (в частности, Э. Ферри) в том, что они не разрабатывали концепцию преступника, обращали внимание на изучение преступления и наказания исключительно как юридических явлений, не проникая в их социальную, психологическую сущность.

Таким образом, обратив внимание на нормативную сторону учения (букву закона), «классики» игнорировали такое важное направление учения просветителей и гуманистов, как их стремление понять и раскрыть социальное содержание (дух) уголовного права. Классическая школа не занималась социологическими исследованиями. Как заметил по этому поводу А.А. Герцензон, «для ее представителей существовали одни лишь «вечные», внеисторические уголовно-правовые нормы, понятия, категории, институты».

Такой подход «классиков», например, к пониманию преступления всего лишь как деяния, нарушающего запрет, провоцировал исследователей на мысль о том, что преступность деяния является ни чем иным, как условным, оценочным признаком, который обусловлен правовым запретом. Таким образом получается, что сам уголовный закон творит преступность. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с одним из основных теории правоотношений первичным в правоотношении является не правовая норма, которая порождает те или иные правоотношения, а сложившиеся фактические общественные отношения. Они и востребуют соответствующую норму правового регулирования. Поэтому утверждение «закон творит преступность» будет настолько справедливо, насколько сама преступность творит закон.

Детально разработанный «классиками» догматико-юридический метод переняли и активно использовали в своих уголовно-правовых исследованиях так называемые «неоклассики», которые делали основной упор на чисто юридический аспект исследуемых ими уголовно-правовых проблем.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.