МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Любой, кто изучал, продолжает изучать криминологию (ее различные аспекты), знаком с основными методами криминологического исследования, которые излагаются в каждом учебнике. Учебник помогает студенту изучать криминологию вообще, в определенной мере формировать свое правовое мировоззрение. Но развивать системное мышление, ориентированное на практику (иначе для чего овладевать научными знаниями?), невозможно без изучения самой практики, в частности, закономерностей криминологической ситуации, управленческого (предупредительного) воздействия на нее и т. п., но и выработки умений, навыков воздействия на нее.

Поэтому знания о методе исследования должны быть не только объединены со знаниями о методике их применения, но и «пропущены» через прикладные механизмы.

Итак, о методах исследования.

Метод есть способ, прием, с помощью которого исследователь получает возможность сбора и обработки научной информации. При этом избранный метод, как правило, доминирует в технологии научного исследования настолько, что само исследование приобретает соответствующий вид, о котором выше не упоминалось.

К таким методам относят: наблюдение (наиболее длительное по процессу реализации исследовательских действий), опрос (наиболее распространенный вид), документальный анализ (изучение текстовых документов), эксперимент (исследование объекта путем активного воздействия на него путем создания новых условий).

Эксперимент – сложный метод и весьма трудоемкий вид научного исследования, особенно в части его организации, поэтому я позволю себе исключить его из предлагаемой упрощенной методики исследования.

Наблюдение. Это наиболее универсальный, спорный и интересный метод сбора эмпирической информации. Реализуется он в различных формах.
Научное наблюдение определяется как систематический, регулярный сбор информации об изучаемом объекте в соответствии с программой научного изучения проблемы. Таким объектом может быть криминологическая ситуация в определенном районе, микрорайоне, муниципальном образовании и т.д.

С помощь такого метода изучается «живое» поведение лица или группы лиц в определенной среде, в коллективе, группе, семье.
Процедура наблюдения обычно проходит через следующие стадии: Определение целей и задач.
Предположим, что целью мы поставили изучение собственно личностных характеристик дезадаптированного («трудного») подростка. Исходя из данной цели, можно формулировать подцели, или частные цели (задачи). И тогда в число таких задач можно отнести: изучение поведения несовершеннолетнего в школе, его отношение к учебе, педагогическому воздействию, этическим, правовым нормам и др.

Выбор объекта наблюдения или того, что предстоит наблюдать.
Исходя из определенных выше цели и задач, в качестве объекта можно определить, прежде всего, самого несовершеннолетнего, затем его ближайшее окружение.

Далее нужно определить предмет исследования, или предметные знания об этом объекте, которые необходимо получить исследователю. В частности, речь может идти:

о характере поведения в школе (негативной, позитивной направленности, конкретных признаках, указывающих на направленность поведения, его устойчивость – неустойчивость, активность – пассивность и т.д.;
о характере отношения к нравственным, правовым нормам (принимает, не принимает эти нормы, проявляет индифферентное к ним отношение и т.п.);

о характере отношений со сверстниками, взрослыми и др.

Ситуации определяются такие, в которых несовершеннолетний наиболее раскрывается: на уроке, в спортивных играх, спорах в кругу сверстников, участии в дискуссиях, поведении в конфликтной ситуации и др.

Выбор наиболее оптимального способа
наблюдения.
Опытный исследователь никогда не проявит нескрываемого любопытства к наблюдаемому объекту, иначе поведение объекта тем самым будет определенным образом (позитивно или негативно) ориентировано на наблюдателя. Образно говоря, разглядывание в упор здесь не годится. Наблюдение должно быть облачено в форму корректного, ненавязчивого и незаметного для изучаемого лица интереса к нему.

Регистрация и накопление информации.

Разумеется, необходимо вести записи о результатах, оценках, выводах наблюдения. Их можно фиксировать в дневнике наблюдения. Причем примерно треть листа следует оставлять незаполненной (для последующих записей, уточняющих выводы).

Обработка полученной информации.

Полученную информацию необходимо перевести в наиболее обобщенные выводы. Формы такого рода обобщения могут быть разные. Например, одна из них – сведение частных информационных показателей (например, с каждой анкеты) в общий объем, который формируется в виде обобщенной таблицы или справки.

Наблюдение имеет несколько видов. Можно выделить два из них: косвенное и включенное наблюдение.
При косвенном наблюдении наблюдатель является участником определенной деятельности, совместного общения. За этой деятельностью, ее участниками он и ведет наблюдение.

При включенном наблюдении наблюдатель находится как бы внутри объекта наблюдения. Например, он находится в определенной организации, но не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, не обнаруживает себя а качестве наблюдателя.
Опрос. Выражение «провести опрос» означает применить соответствующий метод. «Применение» как раз и представляет собой всю исследовательскую деятельность, специфику которой обусловливает его «стержневая» составляющая – метод опроса. В зависимости от того, какая форма опроса (интервью, анкетирование) может быть избрана, конкретизируется и наименования вида исследования. И тогда можно говорить о «проведении, интервьюирования, анкетирования».

Основными методическими требованиями к проведению интервью можно определить следующие:
Во-первых, не следует сразу же брать быка за рога, задавать вопросы в лоб. Необходимо установить психологический контакт с интервьюируемым, настроить его на правдивые ответы. Поэтому целесообразно начать с таких вопросов, на которые отвечать нет никакого смысла.

Во-вторых, расположив к себе опрашиваемого, нужно перейти к главному, т. е. предмету опроса и задавать уже те вопросы, ответы на которые ведут к достижению поставленных исследователем целей и задач. При этом некоторые вопросы надо сформулировать таким образом, чтобы по ним можно было перепроверить правдивость полученных ранее ответов.

В-третьих, получив нужную информацию и заканчивая интервью, необходимо снять напряжение с опрашиваемого и повести беседу так, чтобы высказался в произвольной форме по предмету (теме) разговора. Это может позволить исследователю получить новую информацию о явлении, которая не была предусмотрена программой интервью, но имеет существенное значение для целей исследования.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.