АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Многолетние мои наблюдения показывают: несмотря на то, что при изучении каждой научной дисциплины студенты обращаются к учению о методах научного познания применительно к данной научной дисциплине (например, криминологии), потребность в этих знания остается у многих студентов. Хотя каждый из них изучал философию как универсальную систему общенаучных положений и принципов познания.

Но когда предлагаешь студенту рассмотреть какую-либо проблему, какое-то явление с позиции структурного, комплексного, факторного, системного, иного подхода, нередко в ответ ловишь на себе в лучшем случае удивленный взгляд, в худшем – укоризненный: зачем же, дескать, профессор, ставишь в такое неловкое положение? Мы таких книг не читали. Нам бы по окончании вуза быстрее освоить практику, научиться документы составлять и т. п., так что не до высшей материи. Это – удел ученых (мысль которых, можно добавить, витает в облаках), а мы ориентируемся работать «на земле».

Таким образом, иной студент, хотя и мыслит себя дипломированным специалистом в юриспруденции, но, сам того не ведая, выходит из стен высшей школы недостаточно образованным, «замкнутым» на разрешение исключительно «земных» проблем, можно сказать ремесленником, хотя во многом и начитанным. «Дипломированный» и «образованный» все-таки не однозначные категории. «Дипломированный» означает «имеющий свидетельство об окончании учебного заведения»; «образованный» – «имеющий знания, полученные в процессе образования (т. е. обучения, просвещения)».

Позже студент, упрощенно оценивающий свое место в профессиональном мире, разумеется, поймет, что знания в жизни, в том числе в гуманитарной профессии, никогда не бывают лишними. Но вернуться к изучению того, чем пренебрег раньше, получится не у каждого, несмотря на его желание. Ситуация уже не та. Нужно зарабатывать на хлеб, на имидж, подчиняться новым нормам, требованиям, «крутиться на службе», где нужны работники, но не учащиеся. И нужно еще семейную жизнь обеспечивать.

А тот, кто все-таки «прорывается» через тернии практики к звездам науки, как правило, оказывается обреченным на «временной голод».
Поэтому над своим образованием будущему правоведу нужно работать своевременно...
Итак, исследователь (не имеет значения, кто он: студент или профессор) непременно должен быть аналитиком. Какими же профессиональными качествами должен обладать аналитик?

В нашем контексте – это человек, который умеет хорошо анализировать, аналитически мыслить, т. е. владеет методом анализа. Соответственно и анализ следует понимать не только как метод исследования путем дробления целого на части и изучения каждой его составной части, но и как всестороннее рассмотрение определенного явления.

Всестороннее рассмотрение явления, в частности, означает выявление, оценку характера и состояния внутренних и внешних элементов явления и их логических связей. При этом надо иметь в виду, что изучаемое правовое явление находится в сложной зависимости между многими другими социальными и даже природными явлениями. Современный исследователь, например, явления преступности, вынужден во многом черпать информацию об изучаемом явлении из других смежных, а порой и отдаленных областей социальной действительности: экономики, политики, управления, информатики и т. д. И в данной ситуации правовед никак не может обойтись без соответствующих знаний. Часть их он приобретает, часть «арендует» путем обращения к помощи специалистов.

Например, сущность проблемы преступности несовершеннолетних заключается в установлении ее причинно-следственных связей. Эти связи возникают, развиваются, изменяются в разных сферах: семейной, образовательной, досуговой, правоохранительной и др. При этом все эти сферы тесно взаимосвязаны. Поэтому в оценке причин преступности несовершеннолетних исследователь должен ориентироваться не на отдельно взятые факторы, например, в семейной сфере, а на объективно существующую иерархию различных организованных взаимодействующих социальных систем. В этой криминогенной иерархии вполне допустимо предположение верховенство системы семейно-бытовых отношений, в ряду других – например, образовательной, досуговой, экономической, правовой – систем.

Но с таким же успехом можно подходить к криминологической оценке, например, образовательных отношений, находя их криминогенность не менее значимой. Семья и школа – две социальные системы, с которыми наиболее тесно связан несовершеннолетний. Больше того, он выступает как элемент той и другой системы. К тому же следует учитывать различные внешние связи этих систем.
И было бы ошибкой исследовать криминогенность общественных отношений, в которых находится несовершеннолетний, игнорируя его самого. Больше того, личность правонарушителя в индивидуальном или собирательном значении представляет собой главный источник предметных знаний о детерминации преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что и природа человеческая играет определенную, а применительно к несовершеннолетнему, значительную роль.
Вот сколько разных, взаимосвязанных между собой факторов имеет перед собой исследователь. И к их анализу можно подходить по-разному, с учетом определенных исследовательских принципов.

Можно назвать четыре таких основных принципа (в данном контексте – при менительно к преступности несовершеннолетних): элементаризма, механицизма, редукцуионизма и системной методологии.
В соответствии с принципром элементаризма познание любого объекта ориентировано на его изучение вплоть до мельчайшего составляющего элемента. И лишь поняв его сущность, можно понять и весь объект.
Разумеется, невозможно разложить социальное явление (в том числе – преступности) на элементарные частицы, которые можно было бы анализировать. Однако изучение преступности методом анализа, т. е. , напомню, путем исследования отдельных деяний, обстоятельств криминогенной, предкриминальной, криминальной, посткриминальной ситуаций, личности преступника, поведения жертвы, характера ее виктимности и т.д., является перспективным в объяснении преступности несовершеннолетних.

Принцип механицизма позволяет дать упрощенное объяснение преступности, т. е. как механической суммы преступлений. Такого рода подход можно назвать еще и статистическим. Профессор Б.Д. Овчинников, рассматривая преступность как явление статистического порядка, пришел к выводу, что преступники и преступления не связаны между собой в неразрывное целое и представляют лишь статистическую совокупность, но никак не особого рода явление.

Принцип редукционизма аключается в сведении сложного (преступности) к простому, к упрощенной модели, что позволяет лучше понять это сложное (преступность). В данном подходе реализуется «методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка». Например, преступность как социальное явление рассматривается в качестве психического, психопатологического, биологического явления3.
Принцип системной методологии, в свою очередь, основан на следующих трех основных принципах.

Целостность означает восприятие исследуемого объекта как целого в том случае, когда энергия внутренних связей представляется больше энергии его внешних связей со средой. Преступность как целое больше суммы и энергий ее частей-преступлений.

Системность означает восприятие изучаемых элементов объекта в его устойчивых взаимосвязях на разных уровнях, по горизонтали и вертикали, что в совокупности составляет структуру объекта. Внутренние связи (внутри преступности несовершеннолетних) можно определить как функциональные, т. е. обеспечивающие функционирование системы (например, отношения между членами криминогенной, преступной группы). Внешние связи оцениваются как причинно-следственные, или детерминантные (например, преступность и наркотизм, порнобизнес). Внешние связи исследуемого объекта подтверждают аксиоматичное положение о том, что данный объект, как любой другой, выступает в качестве сложного элемента более крупной системы, или определенной общности, общества в целом.

Через «призму» принципа динамичности «рассматривается» динамка, или подвижное состояние объекта (преступности), его структурных частей.
Исходя из названных, более общих подходов к анализу (в данном случае как всестороннему рассмотрению) объекта исследования, может ориентироваться на иные подходы. Можно предложить три таких подхода, наиболее активно применяемые в криминологических исследованиях: факторный, системный и комплексный.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.