Комплексный подход
Комплекс (с лат. complexus – связь, сочетание) означает совокупность элементов, составляющих одно целое. Очевидно, такой сущностный признак «комплекса», как связь, сочетание, позволяют употреблять его в качестве синонима термину «система». Однако между системным и комплексным подходом имеются различия.
Например, выше помещена схема системы детерминации (обусловленности) преступности, охватывающая всю сферу внутренних и внешних связей преступности. Если из этой системы выделить в относительно самостоятельный предмет исследования, например, «недостатки профилактики преступлений», то в этом блоке отношений мы можем выделить (путем анализа его содержания) следующие элементы:
1) несовершенство законодательства, регулирующего деятельность по профилактике преступлений несовершеннолетних,
2) слабая профессиональная подготовленность субъектов профилактики,
3) отсутствие координации в деятельности этих субъектов,
4) нежелание образовательных учреждений заниматься воспитательно-профилактической работой с учащимися,
5) пассивность семьи в профилактике преступлений несовершеннолетних и др.
Как видим, в данном перечне охвачен комплекс факторов, или детерминантов, но никак не механизм (система) детерминации.
Можно провести краткую сравнительную характеристику сущности принципов «системности» и «комплексности», а также механизма их реализации (см. схему, помещенную ниже.
Комплексный подход – это требование учитывать входящие в структуру исследуемой системы (преступности) взаимосвязанные («родственные») факторы, которые влияют на анализируемую проблему (например, условия микросреды, в которой формируется поведение правонарушителя).
Комплексный подход необходимо рассматривать в двух аспектах:
а) применительно к объекту (предмету) исследования – как частный случай системного подхода, поскольку при его использовании учитываются воздействие всего лишь нескольких факторов или свойств из множества возможных;
б) применительно к субъекту исследования (исследователю), точнее инструментарию, которым он пользуется; имеется в виду комплекс методов (социологических, математических, психологических, педагогических и др.), которые он применяет для всестороннего (системного) исследования проблемы.
Исследователю полезно знать о методах интерпретации данных, полученных в ходе исследования. Например, О.В. Пристанская и Е.М. Юцкова указывают, в частности, на два подхода к интерпретации данных, полученных при изучении общественного мнения1.
В одном случае общественное мнение выступает в качестве основного или единственного объекта изучения, в другом – выступает как один из элементов объекта исследования.
Интерпретацию результатов опроса, ориентированного на изучение общественного мнения, можно осуществить по трем основным этапам (аналогично этапам исследования).
1-й этап – сопоставление между собой ответов на вопросы-индикаторы общественного мнения, ориентируясь на их взаимодополняемость.
2-й этап – сопоставление комплекса ответов, определяющих ту или иную позицию общественного мнения (например, по отношению к определенным правовым нормам, определенному закону).
Например, можно предусмотреть соотношение ответов на следующие вопрос-индикаторы, показывающие на особенности правосознания граждан: «Как это оценивает закон?», «Как это оцениваете лично Вы?», «Как это оценивают окружающие Вас люди?», «Как бы Вы поступили, учитывая позицию, мнение ближайшего окружения?».
Можно сопоставлять ответы, в которых отражена степень уважения граждан к закону, с ответами, в которых отражено мнение о степени уважения закона со стороны представителей власти, в частности, депутатов.
3-й этап – сопоставление данных опроса с иной информацией, которую исследователь получает из объективных источников (уголовных дел, официальных публикаций и др.).
Такого рода относительно разносторонний анализ корреляционной зависимости, или корреляции именуется методом множественного корреляционного анализа.
Сравнительный метод, в частности, соотнесение социологических данных, позволяет устанавливать, подтверждать или исключать причинные зависимости относительно массовых явлений. При этом такого рода данные следует соотносить с собственными знаниями, собственным мировоззрением исследователя.
Разумеется, дать относительно полное изложение такой объемной и глубокой исследовательской темы в рамках настоящего пособия невозможно. Да это и нецелесообразно. Знания об этом, соответствующие умения, а затем и навыки исследователь приобретает исключительно в «рабочем порядке», опытным путем, самостоятельно осуществляя все исследовательские процедуры.
Быстро и грамотно освоить способы и методику научного анализа студенты могут путем участия в работе поисковых, или проблемных – от слова «проблема научная» – исследований, которые организуются и проводятся сектором по научной работе кафедры уголовного права.
Механизмом криминологического исследования овладевают те студенты, которые изучают дисциплины «Криминология», «Традиционные и нетрадиционные подходы к изучению преступности», «Криминология массовых коммуникаций).
Например, выше помещена схема системы детерминации (обусловленности) преступности, охватывающая всю сферу внутренних и внешних связей преступности. Если из этой системы выделить в относительно самостоятельный предмет исследования, например, «недостатки профилактики преступлений», то в этом блоке отношений мы можем выделить (путем анализа его содержания) следующие элементы:
1) несовершенство законодательства, регулирующего деятельность по профилактике преступлений несовершеннолетних,
2) слабая профессиональная подготовленность субъектов профилактики,
3) отсутствие координации в деятельности этих субъектов,
4) нежелание образовательных учреждений заниматься воспитательно-профилактической работой с учащимися,
5) пассивность семьи в профилактике преступлений несовершеннолетних и др.
Как видим, в данном перечне охвачен комплекс факторов, или детерминантов, но никак не механизм (система) детерминации.
Можно провести краткую сравнительную характеристику сущности принципов «системности» и «комплексности», а также механизма их реализации (см. схему, помещенную ниже.
Комплексный подход – это требование учитывать входящие в структуру исследуемой системы (преступности) взаимосвязанные («родственные») факторы, которые влияют на анализируемую проблему (например, условия микросреды, в которой формируется поведение правонарушителя).
Комплексный подход необходимо рассматривать в двух аспектах:
а) применительно к объекту (предмету) исследования – как частный случай системного подхода, поскольку при его использовании учитываются воздействие всего лишь нескольких факторов или свойств из множества возможных;
б) применительно к субъекту исследования (исследователю), точнее инструментарию, которым он пользуется; имеется в виду комплекс методов (социологических, математических, психологических, педагогических и др.), которые он применяет для всестороннего (системного) исследования проблемы.
Исследователю полезно знать о методах интерпретации данных, полученных в ходе исследования. Например, О.В. Пристанская и Е.М. Юцкова указывают, в частности, на два подхода к интерпретации данных, полученных при изучении общественного мнения1.
В одном случае общественное мнение выступает в качестве основного или единственного объекта изучения, в другом – выступает как один из элементов объекта исследования.
Интерпретацию результатов опроса, ориентированного на изучение общественного мнения, можно осуществить по трем основным этапам (аналогично этапам исследования).
1-й этап – сопоставление между собой ответов на вопросы-индикаторы общественного мнения, ориентируясь на их взаимодополняемость.
2-й этап – сопоставление комплекса ответов, определяющих ту или иную позицию общественного мнения (например, по отношению к определенным правовым нормам, определенному закону).
Например, можно предусмотреть соотношение ответов на следующие вопрос-индикаторы, показывающие на особенности правосознания граждан: «Как это оценивает закон?», «Как это оцениваете лично Вы?», «Как это оценивают окружающие Вас люди?», «Как бы Вы поступили, учитывая позицию, мнение ближайшего окружения?».
Можно сопоставлять ответы, в которых отражена степень уважения граждан к закону, с ответами, в которых отражено мнение о степени уважения закона со стороны представителей власти, в частности, депутатов.
3-й этап – сопоставление данных опроса с иной информацией, которую исследователь получает из объективных источников (уголовных дел, официальных публикаций и др.).
Такого рода относительно разносторонний анализ корреляционной зависимости, или корреляции именуется методом множественного корреляционного анализа.
Сравнительный метод, в частности, соотнесение социологических данных, позволяет устанавливать, подтверждать или исключать причинные зависимости относительно массовых явлений. При этом такого рода данные следует соотносить с собственными знаниями, собственным мировоззрением исследователя.
Разумеется, дать относительно полное изложение такой объемной и глубокой исследовательской темы в рамках настоящего пособия невозможно. Да это и нецелесообразно. Знания об этом, соответствующие умения, а затем и навыки исследователь приобретает исключительно в «рабочем порядке», опытным путем, самостоятельно осуществляя все исследовательские процедуры.
Быстро и грамотно освоить способы и методику научного анализа студенты могут путем участия в работе поисковых, или проблемных – от слова «проблема научная» – исследований, которые организуются и проводятся сектором по научной работе кафедры уголовного права.
Механизмом криминологического исследования овладевают те студенты, которые изучают дисциплины «Криминология», «Традиционные и нетрадиционные подходы к изучению преступности», «Криминология массовых коммуникаций).
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.