РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СИСТЕМАТИЗАЦИИ) ТРУДА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Многие молодые правоведы (прежде всего, аспиранты, соискатели, не говоря уже о торопыгах-студентах), загораясь желанием исследовать какие-либо актуальные явления, процессы, сферы правовой жизни, берутся за это очень рьяно и добросовестно «перелопачивают тонны словесной руды», отказывая себе в заманчивом досуге. И нередко, «зарываясь» в теоретический, эмпирический материал, теряются от обилия информации, которую добывают в поте лица. При этом непременно окажется, что немалое количество ее, но, увы, к использовано в научной работе не годится.
Это результат того, что начинающий ученый, устремляясь в поиск информации, не очень задумывается над тем, какие именно предпринять действия в первую очередь, какие – во вторую, в третью и так далее. Не продумывает многие вопросы, связанные с тем, какую именно информацию ему следует искать, какими методами, к чьей помощи прибегнуть и вообще, как оптимально организоваться свою кропотливую исследовательскую работу.

Такое сумбурное восприятие ситуации может легко отбить желание студента заняться исследованием, тем более, если он не приучил себя работать самостоятельно.

Полагаю полезным предложить начинающему исследователю освоить несложную технологию общего сбора и первоначальной систематизации материалов исследования: конспектов, ксерокопий, газетных вырезок, копий документов, извлечений из нормативно-правовых актов, отдельных записей, статистических данных, данных конкретного криминологического исследования и т. п.
Модель этой технологии простая (см. рисунок). При работе над источником информации (книгой, статьей, документом и т.п.), обнаружив нужные сведения (например, критическую оценку какого-либо положения, относящегося к предмету исследования), следует:

а) заполнить библиографическую карточку на данный источник информации и поместить ее в картотеку;
б) извлеченные из источника сведения (в виде записи, ксерокопии и т. п.) положить в соответствующую папку, которая должна быть заведена на каждую структурную часть (например, параграф) научной работы.

Библиографические карточки (как правильно их заполнять, все-таки следует посмотреть в любой библиотеке) группируются по разделам: 1) нормативные акты, 2) словари, справочная литература, 3) книги, 4) статьи, 5) диссертации, 6) авторефераты диссертаций.
Материалы (ссылки на них) раскладываются по соответствующим папкам. Такого рода «пасьянс» помогает систематизировать информацию как бы полуавтоматически: листочки с заметками, записями, ксерокопии играючи разбрасываются по папкам. При этом исследователь не ломает голову над тем, как ему привести в систему собранную информацию. Она уже систематизируется в соответствии со структурой предполагаемой к изданию работы.

Со временем состояние папок (как фактор самоконтроля) покажет исследователю, насколько он активен или пассивен в своих изысканиях, и не пора ли ему браться за обработку информации, написание того или иного параграфа.
По своему многолетнему опыту знаю: продуктивно работать над проблемой можно только тогда, когда четко организован твой труд.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.