ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Государство во все времена стремилось закрепить в правовых нормах определенные правила пользования землей, предусматривающие также санкции за их нарушение. Начиная с того момента, когда появилась собственность на землю и само государство как продукт разложения родового общества в результате ее » появления, возникла потребность в регулировании отношений между собственниками земли, землевладельцами, государством и защите их прав вплоть до применения к нарушителю мер ответственности как разновидности государственного принуждения.

Основные земельные преобразования России начались с реформы 1861 г., в результате проведения которой произошли следующие изменения в земель­
но-правовом строе:
1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;
2) крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для их быта (при сохранении за
помещиком права собственности на землю;
3)крестьяне признавались субъектами права собственности на землю.

Следующая земельная реформа проводилась П. А. Столыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы отмена выкупных платежей за надельные земли и провозглашение для крестьян - членов общины права свободного . выхода из нее с закреплением в собственность участка из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями - правом продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т. д.
Итоги проведения земельной реформы:
1) расслоение крестьянства;
2) дифференциация помещичьего и крестьянского землевладения.

Все это послужило причиной революционных пре­образований земельных отношений,, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным обра­зом изменивших земельно-правовой строй России. В 1917 г. в России изменился способ хозяйствова­ния или образования валового национального про­дукта. Основные земельные преобразования после­революционного периода сводились к отмене частной собственности на землю:

1) к объявлению земли всенародным достоянием, кото­рое впоследствии стало отождествляться с исключи­тельной собственностью на землю государства;
2) к изъятию земли из гражданского оборота и вклю­чению ее в чисто административный оборот. Изменилась роль природы в историческом процес­се. Охрана природы, и земли в частности, в первые годы существования советской власти не рассмат­ривалась как необходимая деятельность, и связано это было прежде всего с достаточно низким культур­ным уровнем как населения в целом, так и самих ор­ганов власти и управления. Однако стремление че­ловека к власти над землей противоестественно сущности человека. Попытка властвовать над землей ведет человека к агрессии, разрушению земли как сущности бытия.

Поэтому земельное право, развиваясь, всегда че­рез свои регулятивные нормы выражает интересы общества в потреблении природных ресурсов, что ведет в свою очередь к закреплению мероприятий по рациональному использованию, охране от загряз­нения земельных ресурсов, установлению составов земельных правонарушений и видов ответственно­сти, наступающих за их совершение. Право частной собственности было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР. Способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более ра­ционального использования и охраны земель.

Наука земельного права:
1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тен­денции в регулировании земельных отношений пра­вовыми нормами;
2) высказывает меры по совершенствованию действую­щего законодательства;
3) разрабатывает научные основы его классификации и систематизации;
4) исследует закономерности развития действующего российского законодательства;
5) исследует земельное законодательство досовет­ского периода;
6) проводит сравнительный анализ правового регу­лирования земельных отношений и выявление тен­денций развития его в зарубежных странах.

Методы науки земельного права:
1 }исторический;
2) сравнительно-правовой;
3) системный;
4) статистический;
5) конкретно-социологический и др.
Земельное право как учебная дисциплина - систе­ма знаний, сведений и информации об основных по­ложениях и содержании земельного права, излагае­мых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельно­го права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

Учебная дисциплина рассматривает:
1) основные положения общей части земельного пра­ва (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотноше­ний, история земельного права и его источники, ме­тодологические и теоретические основы земель­ного права в его становлении и развитии);
2) положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования зе­мельных отношений в зарубежных странах).

Методы земельного права - это способы и при­емы воздействия на поведение людей, которые соот­ветствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. В юридической литературе различают:
1) метод административно-правового, организаци­онного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для ад­министративно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»;
2) диспозитивный метод. Он определяет пределы по­ведения участников земельных отношений, предо­ставляет им возможности свободно и самостоятель­но регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

Земельное право дает правомочие землепользова­телю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничиваю­щих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела земле­пользователей, то это возможно лишь в строго ука­занных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихо­зяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в огра­ниченных законом случаях - администрирование. В учебной литературе также выделяются разновид­ности административно-правового и диспозитивного методов.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.