КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

Источники земельного права - это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Фе­дерации - предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Источники земельного права - это законодатель­ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе­мельные правотношения. .
Основной Закон РФ - Конституция Российской Фе­дерации - предусматривает основы конституционно­го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу­дарства, законодательных, исполнительных и судеб­ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо­венство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответство­вать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земель­ных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное зако­нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законода­тельство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, осново­полагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находя­щихся в различных формах собственности;
2) ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; '
3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружаю­щую среду;
4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять приро­ду, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Фе­дерации и ее субъектов земельного, водного, лес­ного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими при­родными ресурсами осуществляются их собственни­ками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и закон­ные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодатель­ство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования зе­мельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

1 )о гарантировании единства экономического про­странства, поддержки конкуренции, свободы эко­номической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
1) об обязанности каждого платить законно установ­ленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О тер­риториях традиционного природопользования ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения»;
1) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
2) указы Президента РФ:
а)Указ Президента РФ *О государственном земель­ном кадастре и регистрации документов о пра­вах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участ­ки под объектами недвижимости в сельской мест­ности» от 14 февраля 1996 г. 198;
3) постановления Правительства РФ:
а)постановление Правительства РФ «О поряд­ке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
б) постановление Правительства РФ от 2 октяб­ря 2002 г. 830 «Об утверждении Положения
о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
в) постановление Правительства РФ от 19 нояб­ря 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;
4) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
5) общие принципы права;
6) нормативные договоры;
7) международные договоры, заключенные с иностран­ными государствами;
8) некоторые обладающие юридической силой обычаи.
рассчитанной лишь на восстановление нарушен­ного права.
Структурные части земельно-правовой нормы (ги­потеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логи­ческой взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози­тивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторе­ний в земельном законодательстве имеются также от­сылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
1) обязывающая (императивная) норма провозглаша­ет обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает соб­ственников земельных участков и лиц, не являю­щихся собственниками, своевременно производить платежи за' землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать за­грязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих тер­риторий;
3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земель­ный участок в аренду и т. д.).

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.