КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ
Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правотношения. .
Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.
Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).
Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.
Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
2) ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; '
3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:
1 )о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
1) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
1) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
2) указы Президента РФ:
а)Указ Президента РФ *О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198;
3) постановления Правительства РФ:
а)постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения
о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;
4) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
5) общие принципы права;
6) нормативные договоры;
7) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
8) некоторые обладающие юридической силой обычаи.
рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.
Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.
Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за' землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;
3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).
Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правотношения. .
Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.
Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).
Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.
Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
2) ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; '
3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:
1 )о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
1) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
1) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
2) указы Президента РФ:
а)Указ Президента РФ *О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198;
3) постановления Правительства РФ:
а)постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения
о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;
4) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
5) общие принципы права;
6) нормативные договоры;
7) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
8) некоторые обладающие юридической силой обычаи.
рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.
Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.
Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за' землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;
3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).
Комментариев (0)
Вернуться
Добавить
КОММЕНТАРИИ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.