ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Государственной собственностью являются зем- I ли, не находящиеся в собственности граждан, юридиче- I скихлиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ). I Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра­ничении государственной собственности на землю» | закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:
1)собственность РФ (федеральную собственность);
2) собственность субъектов РФ;
3) собственность муниципальных образований (муни­ципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации(федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).
От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федераль- | ными законами, указами Президента РФ и постанов­лениями Правительства РФ, нормативными актами I субъектов РФ, по их специальному поручению от их I имени могут выступать государственные органы, орга- | ны местного самоуправления, а также юридические | лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

1) в качестве суверена, устанавливающего нормы | земельного законодательства, осуществляющего \/ государственный контроль за использованием зе­мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Зе­мельного кодекса;
2) в качестве собственника земельных участков. В по­следнем случае оно пользуется теми же правами и не­сет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничения государ­ственной собственности на землю установлена Фе­деральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О раз­граничении государственной собственности на землю». Момент возникновения права собственности на зе­мельные участки у РФ, субъектов Федерации и муни­ципальных образований связан с моментом государ­ственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на кото­рые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципаль­ных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие" законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ установлены основания возникновения феде­ральной собственности на землю. Помимо разгра­ничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:
1) приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным граж­данским законодательством;
2) признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной соб­ственности.
пускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владе­ние, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собствен­никами свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц.

ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото- способности земельных участков, в ст. 37 - особенно­сти порядка заключения договоров купли-продажи зе­мельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Феде­ральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об оборо­те земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра­ничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения госу­дарственной собственности на землю на федераль­ную собственность, собственность субъектов РФ и му­ниципальную собственность.
Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет осно­вы правового регулирования отношений частной соб­ственности на землю.

Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юриди­ческими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юри­дические лица имеют право на равный доступ к при­обретению земельных участков в собственность.
Собственник земельного участка вправе использо­вать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспростра­ненные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с за­конодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).

3) природно-ресурсным и природоохранительным за­конодательством России и субъектов Федерации;
4) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»
5) Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз­граничении государственной собственности на землю».
Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земель­ное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных. Особенность права собственности на землю в Рос­сии - виды прав на землю определены в законодатель­стве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла­дающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:
1) доминирующим субъектом отношений собственно­сти выступают граждане;
2) большая часть земельных участков, предоставлен­ных в собственность, - это земли сельскохозяй­ственного назначения;
3) при распоряжении земельными участками устанав­ливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоря­жение земельным участком возможно лишь сохра­няя его целевое назначение. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.